Навои Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
НА НГ НД НЕ НЁ НЗ НИ НК НО НР НС НУ НЧ НЫ НЬ НЭ НЮ НЯ
НАА
НАБ
НАВ
НАГ
НАД
НАЕ
НАЁ
НАЖ
НАЗ
НАИ
НАЙ
НАК
НАЛ
НАМ
НАН
НАО
НАП
НАР
НАС
НАТ
НАУ
НАФ
НАХ
НАЦ
НАЧ
НАШ
НАЯ

А. Навои. Навои Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер.

А. Навои.

Навои, Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер (9.2.1441, г. Герат, — 3.1.1501, там же), узбекский поэт, мыслитель и государственный деятель. Родился в семье тимуридского чиновника Гиясаддина Кичкине, дом которого был центром общения людей искусства, в том числе поэтов. Уже к 15 годам Навои Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер стал известен как поэт, слагающий стихи на двух языках (среднеазиатских тюрки и фарси). Учился в Герате, Мешхеде и Самарканде. В 1469 стал хранителем печати при правителе Хорасана Султан-Хусейне Байкара, с которым вместе учился в медресе. В 1472 был назначен визирем и получил титул эмира. Навои Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер оказывал помощь учёным, художникам, музыкантам, поэтам, каллиграфам, руководил строительством медресе, больницы, мостов.

  Убеждённый гуманист, борец против средневекового деспотизма и произвола, Навои Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер обличал злоупотребления вельмож, корыстолюбие взяточников, выступал защитником народа перед султаном и решал дела в пользу несправедливо обиженных. Прогрессивные позиции Навои Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер вызвали недовольство при дворе. В 1487 Навои Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер был сослан в отдалённую провинцию Астрабад в качестве правителя. Крах надежд на возможность политического переустройства страны и установления мира в государстве, раздираемом усобицами Тимуридов, вынудили Навои Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер оставить службу. Вернувшись в Герат в 1488, конец жизни провёл в усиленной творческой работе.

  Литературное наследие Навои Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер велико и многогранно: около 30 сборников стихов, крупных поэм, прозаических сочинений и научных трактатов, всесторонне раскрывающих духовную жизнь Средней Азии 15 в. Навои Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер творчески использовал многовековой художественный опыт литературы народов Средней Азии и Ближнего Востока. «Сокровищница мыслей» — свод стихов, собранных и расположенных самим поэтом в 1498—99 хронографически по четырём сборникам-диванам, соответственно четырём ступеням возраста поэта: «Диковины детства», «Редкости юности», «Диковины средних лет», «Назидания старости». В это собрание входят стихи разных лирических жанров, особенно многочисленны газели (более 2600), излюбленный жанр Навои Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер, отличавшиеся удивительной цельностью. Поэт оставил также «Диван Фани» — сборник стихов на фарси. Вершина творчества Навои Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер — знаменитая «Пятерица», тема которой была подсказана Джами: «Смятение праведных» (1483), «Лейли и Меджнун» (1484), «Фархад и Ширин» (написана 1484), «Семь планет» (1484), «Искандарова стена» (1485). По устойчивой восточной традиции «Пятерица» Навои Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер явилась «ответом» (назира) на «Пятерицы» Низами Гянджеви и индо-иранского поэта Амира Хосрова Дехлеви, писавшего на фарси. Обратившись к сюжетам их сочинений, восприняв и некоторые формальные особенности, Навои Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер дал совершенно иное идейно-художественное толкование тематики и сюжетных ситуаций, новую трактовку образов и событий. «Смятение праведных», первая поэма цикла, состоит из 64 глав и носит философско-публицистический характер, освещая наиболее существенные вопросы тогдашней действительности; в поэме резко обличаются феодальные усобицы и жестокость вельмож, произвол беков, лицемерие и ханжество мусульманских шейхов и законоведов, утверждаются идеалы справедливости. Поэма излагает основные черты мировоззрения Навои Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер, его этические и эстетические взгляды. «Лейли и Меджнун» — поэтическая разработка популярного древнеарабского предания о трагической любви юного Кайса к красавице Лейли. Гуманистический пафос, эмоциональная напряжённость конфликта, сила художественного воздействия на читателя были причиной огромного влияния поэмы на многие восточные литературы и узбекский фольклор. «Фархад и Ширин» — героико-романтическая поэма о любви богатыря Фархада к армянской красавице Ширин, на которую претендует иранский шах Хосров. Поэма отличается от предшествующих произведений, разрабатывавших этот сюжет, тем, что её центральным образом становится не шах Хосров, а Фархад, борец за правду и справедливость, героические поступки которого противопоставлены трусости шаха. Образ Фархада стал нарицательным, воплощая социально-эстетический идеал народа. Навои Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер использовал приёмы фольклорной поэтики, традиции народного героического эпоса. «Семь планет», четвёртая поэма цикла, состоит из семи сказочных новелл, объединённых общей рамкой. Поэма содержит иносказательные намёки, критикующие реальное окружение Навои Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер, правителей — Тимуридов, самого Султан-Хусейна, его придворных и др. «Искандарова стена» — заключительная поэма цикла, её герой — идеальный справедливый правитель, высоконравственный мудрец Искандар.

  Книга «Пятерица смятенных» (1492) посвящена Джами. Для изучения истории узбекской и персидско-таджикской литературы, их взаимосвязей имели значение антология «Собрание утончённых» (1491—92) — краткие характеристики писателей эпохи Навои Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер, «История иранских царей» и «История пророков и мудрецов», содержащие сведения о легендарных и исторических деятелях Средней Азии и Ирана, о зороастрийской и коранической мифологии. Важные вопросы теории литературы, особенно стихосложения, освещены в трактате «Весы размеров». В конце жизни Навои Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер написал аллегорическую поэму «Язык птиц» (1499) и философско-дидактическое сочинение «Возлюбленный сердец» (1500) — о наилучшем устройстве человеческого общества. Известное влияние на книгу Навои Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер оказали сочинения Юсуфа Баласагуни и «Гулистан» Саади. Основная идея книги — осуждение «жестоких, невежественных и развратных царей», стремление установить прочную централизованную власть справедливого правителя во главе благоденствующей страны. Это было мечтой всей жизни поэта. Трагически осознавая невозможность осуществления своих политических идеалов, он тем не менее верил в конечную победу светлого начала. Отсюда оптимизм и жизнеутверждающая сила его творений.

  В литературе того времени было мнение, что язык тюрки груб для поэзии; Навои Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер в трактате «Спор двух языков» (1499) теоретически обосновал культурное и художественное значение староузбекского языка, называемого тюрки. Навои Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер оказал воздействие на развитие не только узбекской литературы, но и на развитие уйгурской, туркменской, азербайджанской, турецкой, татарской и др. тюркоязычных литератур. Мировоззрение и творчество Навои Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер не лишено идейных противоречий, социальных иллюзий. Но пафос творчества Навои Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер — в его гуманизме и демократических устремлениях, в утверждении достоинства человека, его права на счастье. Творчество Навои Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер имело большое значение для развития в восточных литературах прогрессивно-романтического творческого метода.

  Яркая фигура Навои Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер, художественная сила его поэзии вызвали большой интерес востоковедов. Возникла особая область научных изысканий — навоиведение. Известны работы русских и советских учёных: В. В. Бартольда, Е. Э. Бертельса, А. Шарафутдинова, Айбека, В. Захидова, И. Султанова, А. Навои Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер Болдырева, А. А. Семёнова, А. Ю. Якубовского, Х. Сулеймана, А. Хаитметова, А. Абдугафурова, П. Шамсиева и др. Большая работа проводится в Узбекской ССР по подготовке научных и популярных изданий Навои Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер Его поэмы переведены на многие языки. Рукописи Навои Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер хранятся в крупнейших библиотеках мира (в СССР, Англии, Турции, Иране и др.).

 

  Соч.: Асарлар, т. 1—15, Тошкент, 1963—1968; в рус. пер. — Стихотворения и поэмы, М., 1965; Соч., т. 1—10, Таш., 1968—70.

 

  Лит.: Бертельс Е. Э., Навои. Опыт творческой биографии, М. — Л., 1948; его же, Избр. труды. Навои и Джами, М., 1965; Болдырев А. Навои Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер, Персидские переводы «Маджалис ан-Нафаис» Навои, «Учёные записки ЛГУ», 1952, сер. 128, в. 3; Захидов В., Мир идей и образов Алишера Навои, Таш., 1961; Хайитметов А., Творческий метод Навои, Таш., 1965; Абдугафуров А., Навоий сатираси, кит. 1—2, Тошкент, 1966—72; Султон И., Навоийнинг калб дафтари, Тошкент, 1969; Свидина Е. Д., Алишер Навои. Биобиблиография (1917—1966), Таш., 1968.

  А. А. Валитова.

 

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Хосои Вакидзо (9.5.1897, Кая, близ Ёсы, префектура Киото, — 18.
Чихуахуа, порода декоративных собак, выведена в Мексике, в штате Чиуауа (Chihuahua, отсюда название).
Эйшишкес, город в Шальчининкском районе Литовской ССР.
Ямагата Аритомо (14.6.1838, префектура Ямагути, — 1.
Алмасзаде Гамэр Гаджи Ага кызы (р. 10.3.1915, Баку), азербайджанская советская артистка балета, балетмейстер, народная артистка СССР (1959).
Асбест (город в Свердловской обл.) Асбест, город (с 1933) в Свердловской области РСФСР, на р.
Безразмерные трикотажные изделия, изделия из синтетических нитей, обладающих большой упругой растяжимостью.
Боровичи, город в Новгородской области РСФСР.
Веби-Шебели, река в Эфиопии и Сомали. Длина около 2000 км.
Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, литературно-общественная организация, существовавшая в Петербурге в 1801—25.
Генералич Иван Генералич (Generalić) Иван (р.
Готика (от итал. gotico, буквально — готский, от названия германского племени готов), готический стиль, художественный стиль, явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой12 и 15—16 вв.