Даосизм

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ДА ДВ ДД ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДП ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДАБ
ДАВ
ДАГ
ДАД
ДАЕ
ДАЖ
ДАИ
ДАЙ
ДАК
ДАЛ
ДАМ
ДАН
ДАО
ДАП
ДАР
ДАС
ДАТ
ДАУ
ДАФ
ДАХ
ДАЦ
ДАЧ
ДАШ
ДАЮ
ДАЯ

Даосизм, 1) одно из основных направлений древнекит. философии, представленное, в первую очередь, трактатами «Лао-цзы» (др. название — «Дао дэ цзин») и «Чжуан-цзы». В настоящее время большинство учёных приходит к выводу, что «Чжуан-цзы» появился около 300 до н. э. и приблизительно в то же время — «Лао-цзы», в связи с чем датировка возникновения Даосизм передвигается с 6—5 вв. до н. э. (как считалось ранее) к 4—3 вв. до н. э.

  В центре учения, изложенного в «Чжуан-цзы» в виде притч, носящих полемический характер и направленных против конфуцианства и моизма (см. Китай, раздел Философия), лежат противопоставление природы обществу и призыв к человеку стряхнуть с себя оковы обязанностей и долга и вернуться к простой, безыскусственной жизни, близкой к природе, воплощающей дао. Это понятие выступает как таинств, целостность вселенской жизни, присутствующая во всём, но ничем единичным не исчерпывающаяся, не познаваемая разумом и невыразимая в словах. Разочарование в возможности политического и социального действия, анархический индивидуализм, мистицизм и иррационализм характерны для философии «Чжуан-цзы», а имеющаяся в трактате мысль о желательности тотального истребления культуры положила начало даосской традиции, не раз на протяжении истории Китая идеологически оформлявшей крестьянскую революционность. Вместе с тем превознесение природы и призыв к внимательному наблюдению происходящих в ней процессов, с одной стороны, содействовали появлению в Китае первоначальных научных знаний, сделавших возможным ряд изобретений (в частности, бумаги), способствовавших техническому прогрессу; с др. стороны, сыграли впоследствии огромную роль в развитии китайской живописиособенности пейзажной). В трактате «Лао-цзы» понятие «дао» приобретает смысл не только сущности, но и первопричины вселенной. Вместо свойственного «Чжуан-цзы» абсолютного отрицания политики и морали появляется призыв к недеянию (увэй), означающему в моральном плане самоустранение, уступчивость, отказ от желаний и от борьбы, а в политическом плане — проповедь невмешательства правительства в жизнь народа.

  2) Одна из китайских религий. Возникла во 2 в. н. э. и использовала в качестве основного канонического сочинения трактат «Лао-цзы». Во 2 в. Чжан Дао-лин основал, по-видимому под воздействием буддизма, даосскую религиозную организацию, при помощи которой во время восстания «Жёлтых повязок» (184) было создано повстанческое государство. В начале 5 в. Коу Цянь-чжи разработал даосскую теологию и ритуал, что создало возможность провозглашения Даосизм государственной религией. Особым покровительством пользовался Даосизм в эпоху Тан, когда по императорскому указу были канонизированы Лао-цзы, Чжуан-цзы и др. даосские мыслители и по всей стране воздвигались даосские храмы. После 10 в. Даосизм утратил поддержку государственной власти и сохранился до середины 20 в. главным образом как синкретическая народная религия, впитавшая в себя элементы конфуцианства и буддизма.

  Основной целью адептов Даосизм является достижение долголетия, для чего употребляется целый ряд методов, начиная со специфической диеты и кончая различными физическими упражнениями. Даосские маги и врачеватели, занимавшиеся поисками эликсира бессмертия, значительно способствовали развитию кит. алхимии.

 

  Лит.: Ян Хин-шун. Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение, М. — Л., 1950; Атеисты, материалисты, диалектики Древнего Китая, вступит, ст., пер. и комментарии Л. Даосизм Позднеевой, М., 1967; Рубин В. А., Человек в древнекитайской мысли, «Народы Азии и Африки», 1968, № 6; Fung Yulan, A history of Chinese philosophy, v. 1—2, Princeton, 1952—53; Maspero H., Melanges posthumes sur les religions eti'histoire de la Chine, v. 2, P., 1950.

  В. А. Рубин.

 

Так же Вы можете узнать о...


Телевизионное искусство, совокупность видов художественной деятельности, связанных с появлением телевидения.
Холл Питер Реджиналд Фредерик Холл (Hall) Питер Реджиналд Фредерик (р. 22.
Автономия воли, см. в ст. Коллизионная норма.
Больцано (город в Италии) Больцано (Bolzano, нем. Bozen, лат. Bauzanum), город на С.
Гидроочистка, процесс селективного гидрирования содержащихся в моторных топливах (бензин, керосин, дизельное топливо), маслах и др.
Запястье, часть верхней (передней) пятипалой конечности позвоночных, расположенная между предплечьем и пястью.
Колошниковая пыль, пыль, выносимая через колошник доменной печи доменным газом.
Максимов Александр Александрович (философ) Максимов Александр Александрович [родился 4(16).
Ньенчен-Тангла, горный хребет в Китае, восточная часть гор Гандисышань.
Примо де Ривера Хосе Антонио Примо де Ривера, Примо де Ривера-и-Саэнс де Эредиа (Primo de Rivera у Saenz de Heredia) Хосе Антонио (24.
Скалдин Федор Павлович Скалдин (настоящая фамилия — Еленев) Федор Павлович [17(29).
Тумботино, посёлок городского типа в Павловском районе Горьковской области РСФСР.
Чувашский язык, язык чувашей. Распространён в Чувашской АССР, за её пределами главным образом в Татарской АССР, Башкирской АССР, Ульяновской, Куйбышевской, Оренбургской, Саратовской и Пензенской области РСФСР.
Антилья (Antilla), город и порт на В. Кубы, в провинции Орьенте.
Вебера-Фехнера закон Вебера — Фехнера закон, основной психофизический закон, определяет связь между интенсивностью ощущения и силой раздражения, действующего на какой-либо орган чувств.
Гурьянов Михаил Алексеевич [18.9 (1.10). 1903, с.
Ионаи Мицумаса (1880, префектура Ивате, — 1948), японский военно-морской и государственный деятель, адмирал.
Крживицкий Людвиг Крживицкий (Krzywicki) Людвиг (1859—1941), польский учёный и публицист; см.
Мёз (департам. во Франции) Мёз (Meuse), департамент на северо-востоке Франции, в Лотарингии, в верхнем течении реки Мёз (Маас).