Диалог

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ДА ДВ ДД ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДП ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДИА
ДИБ
ДИВ
ДИГ
ДИД
ДИЕ
ДИЖ
ДИЗ
ДИИ
ДИК
ДИЛ
ДИМ
ДИН
ДИО
ДИП
ДИР
ДИС
ДИТ
ДИУ
ДИФ
ДИХ
ДИЦ
ДИЧ
ДИЭ
ДИЯ

Диалог (от греч. diálogos — разговор, беседа), диалогическая речь, 1) вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированным характером). Диалог противопоставляется монологу. 2) Функциональная разновидность языка, реализующаяся в процессе непосредственного общения между собеседниками и состоящая из последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик. К основным языковым особенностям Диалог относятся: обилие вопросительных и побудительных предложений среди стимулирующих реплик, наличие повторов и переспросов в реагирующих репликах, их синтаксическая неполнота, компенсируемая за счёт предыдущего высказывания. Ср. вопросительные реплики: «А я откуда знаю?», «Откуда мне знать?», «А я знаю?», «Почему я знаю?» — эквивалентные отрицательному ответу — «Я не знаю».

  Диалог в литературе и театре. Особенности художественно обработанной диалогической речи (или Диалог) связаны с родом и жанром. В эпической прозе Диалог непременно соотнесён с авторской речью, движущей и контролирующей повествование, и нередко сопровождается изобразительным или оценочным авторским комментарием. Проза не сразу достигла органической слитности повествования с Диалог, который первоначально вклинивался в авторскую речь в виде драматизированных кусков (например, в русской прозе 18 в. — повесть Н. М. Карамзина «Наталья боярская дочь»). Реалисты 19 в. овладевают средствами естественного включения Диалог в повествование, у них Диалог наряду с авторским описанием приобретает важнейшую характерологическую роль; в него широко вводятся экспрессивные, социально и индивидуально окрашенные элементы. В романах Ф. М. Достоевского Диалог получает особую конструктивную и идеологическую нагрузку как средство самосознательного становления персонажа (см. книгу М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского», 1963). В прозе 20 в. Э. Хемингуэй создал новую форму поэтически напряжённого Диалог с известной долей стилизации и упором на подтекст реплик.

  В драме Диалог — основной способ изображения характеров и развития сюжета. От Диалог в прозе он отличается обязательной действенностью, целенаправленно выявляющей конфликтные отношения персонажей, и ориентацией на устное, сценическое воспроизведение. Драматический Диалог (наряду с ремаркой) берёт на себя описательные и пояснительные функции авторской речи. В ходе исторического развития драмы Диалог получает преобладающее место в сравнении с монологом (главенствовавшем в строе античной трагедии) и существенно меняет структуру — от «диалогизированных монологов» героев классицистических пьес в сторону всё большей естественности и насыщения невысказанным подтекстом, который движет действие. В пьесах А. П. Чехова Диалог обогащается перекличкой лирических тем, внутренне объединяющих реплики. Диалог как форма развития драматического действия представляет собой основу театрального искусства.

  Диалог существует и как самостоятельный литературно-публицистический жанр, развитый уже в античности (философские диалоги Платона, сатирические диалоги Лукиана), а затем в эпоху Реформации и Просвещения (например, «Племянник Рамо» Диалог Дидро). В России форму публицистических Диалог использовал В. Г. Белинский.

 

  Лит.: Якубинский Л. П., О диалогической речи, в кн.: Русская речь. Сб. статей, т. 1, П., 1923; Винокур Т. Г., О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи, в кн.: Исследования по грамматике русского литературного языка, М., 1955; Шведова Н. Ю., Очерки по синтаксису русской разговорной речи, М., 1960, с. 280 — 352; Волошинов В. Н., Марксизм и философия языка, М., 1930; Виноградов В. В., О художественной прозе, М. — Л., 1930; Волькенштейн В. М., Драматургия, М., 1960.

  Н. Диалог Арутюнова, М. Омарова.

 

Так же Вы можете узнать о...


Торренс Роберт Торренс (Torrens) Роберт (1780, Ирландия, — 27.
Эрмитова форма, выражение вида
Вега Георг Вега (Vega) Георг (1756—26.9.1802, близ Вены), австрийский математик, морской офицер и артиллерист.
Желябова имени, посёлок городского типа в Устюженском районе Вологодской области РСФСР.
Купецкий Ян Купецкий (Kupecky) Ян (1667, Пезинок, Словакия, — 16.
Обвалование зяби, агротехнический приём для борьбы с эрозией почвы; поделка валиков одновременно с подъёмом зяби на склонах.
Рядок, в 15—17 вв. торгово-ремесленное поселение, центр погоста или волости на территории Новгородской земли.
Униформизация (от лат. uniformis – единообразный) (математическая), представление многозначной аналитической функции через однозначные аналитические функции параметра.
Адамава, Адамауа (Adamawa), сбросово-глыбовое плоскогорье в Камеруне, между впадинами рр.
Волластона призма, двоякопреломляющая поляризационная призма.
Ивенс Йорис Ивенс (Ivens) Йорис (р. 18.11.1898, Неймеген), нидерландский кинорежиссёр.
Ливонский орден (позднелат. domus sancte Marie Theutonicorum in Lyvonia; нем.
Отечественный фронт Вьетнама (ОФВ), создан в сентябре 1955 на базе организации единого национального фронта Вьетнама Льен-Вьет в целях сплочения широких слоев нации для борьбы за осуществление Женевских соглашений 1954 и объединение Вьетнама.
Сен-Мийельская операция 1918, проведена 12—15 сентября 1-й американской армией под командованием генерала Дж.
Фонд материального поощрения в СССР, один из фондов экономического стимулирования; предназначен для премирования работников предприятий (объединений) и организаций промышленности и др.
Анималист (франц. animaliste, от лат. animal — животное), художник, изображающий животных, мастер анималистического жанра.