Женские гимназии

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЖА ЖБ ЖВ ЖГ ЖД ЖЕ ЖЁ ЖИ ЖЛ ЖМ ЖН ЖО ЖР ЖУ ЖЭ ЖЮ ЖЯ
ЖЕБ
ЖЕВ
ЖЕГ
ЖЕД
ЖЕЗ
ЖЕК
ЖЕЛ
ЖЕМ
ЖЕН
ЖЕО
ЖЕР
ЖЕС
ЖЕТ
ЖЕШ

Женские гимназии, средние общеобразовательные учебные заведения в России, делились на гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии, гимназии министерства народного просвещения и частные гимназии.

Женские гимназииВедомства учреждений императрицы Марии (Мариинские). В 1862 Мариинское женское училище для приходящих девиц было переименовано в Женские гимназии До 1866 было открыто в Петербурге 7 гимназий (с 7-летним сроком обучения). По их образцу были созданы Женские гимназии в др. городах. Открывались они на средства Ведомства учреждений императрицы Марии. В них принимались девочки всех сословий и вероисповеданий, достигшие 8 лет. Утвержденный в 1862 Устав женских училищ для приходящих девиц действовал до закрытия Мариинских гимназий (1918). В 1859 при Мариинском училище было открыто одногодичное педагогическое отделение (преобразованное в 1864 в двухгодичные педагогические курсы); окончившим его выдавалось свидетельство домашней учительницы. В 1879 была утверждена единая и обязательная для всех Мариинских Женские гимназии программа обучения; перестройка учебного курса велась в направлении приближения его к курсу обучения в институтах благородных девиц. Принятая в 1905 «Нормальная учебная табель» окончательно уравняла учебный курс гимназий с институтскими курсами. Женские гимназии были платными учебными заведениями. К 1911 в России было 35 Мариинских Женские гимназии с 16 тыс. учащихся.

Женские гимназии министерства народного просвещения. В 1870 женские училища были переименованы в гимназии и прогимназии. Женские гимназии предназначались для девочек всех сословий и вероисповеданий и состояли из приготовительного, семи основных классов, 8-го педагогического (см. Педагогические классы). Первые 3 класса (иногда и больше) составляли прогимназию и могли существовать как самостоятельное учебное заведение. Курс обучения в Женские гимназии министерства народного просвещения был несколько выше, чем в Мариинских, но ниже, чем в мужских гимназиях. Окончившим 7 классов выдавали аттестат на звание учительницы начальной школы, окончившим 8 классов — домашней учительницы, а получившим при этом медаль — домашней наставницы (см. Домашний наставник). Окончание 8-го класса открывало доступ на Высшие женские курсы без экзамена. Все Женские гимназии министерства народного просвещения были платными.

  В 1880 в России было 79 гимназий и 164 прогимназии; к 1909 число Женские гимназии и прогимназий составило 958.

Частные женские гимназии придерживались правил и программ, установленных министерством народного просвещения, и подчинялись местному учебного округу. В 70-х гг. были открыты 23 такие гимназии, в том числе 7 в Петербурге, 5 в Харькове и 4 в Москве. В связи с высокой платой за обучение учиться в них могли только дочери состоятельных родителей. В лучших частных Женские гимназии курс обучения соответствовал курсу мужских гимназий (например, Женские гимназии Стоюниной в Царском Селе, классическая гимназия С. Н. Фишер в Москве). Некоторые частные Женские гимназии носили сословный характер, например Женские гимназии аристократического типа княжны Оболенской в Петербурге. В 80-х гг. некоторые частные Женские гимназии были преобразованы в министерские.

 

  Лит.: Родевич М., Сб. действующих постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям Министерства народного просвещения, СПБ, 1884; Рождественский С. В., Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения, 1802—1902, СПБ, 1902; Учебные заведения Ведомства учреждении императрицы Марии, СПБ, 1906; Скворцов И. В., Прошлое и настоящее санкт-петербургских женских гимназий Ведомства учреждений императрицы Марии. 1858—1908, СПБ, 1908; Лихачева Е., Материалы для истории женского образования в России, [т. 1-4], СПБ, 1890-1901; Малиновский Н. П., Очерки по истории женского среднего образования в России, «Русская школа», 1914, №9—10; Лапчинская В. П., Н. А. Вышнеградский и его роль в развитии женского образования в России (1821—1872), «Советская педагогика», 1962, № 6.

  В. П. Лапчинская.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Клин (деталь) Клин, деталь призматической формы, имеющая две рабочие поверхности, сходящиеся под углом ().
Мышцы, мускулатура скелетная и внутренних органов (висцеральная), обеспечивающая у животных и человека выполнение ряда важнейших физиологических функций: перемещение тела или отдельных его частей в пространстве, кровообращение, дыхание, передвижение пищевой кашицы в пищеварительных органах, поддержание тонуса сосудов, выделение экскрементов и т.
«Риа таза» («Новый путь»), республиканская газета Армянской ССР на курдском языке.
Урановые сплавы, сплавы на основе урана; применяются в качестве ядерного горючего в металлических тепловыделяющих элементах.
Амунд-Рингнес (Amund Ringnes), остров в Канадском Арктическом архипелаге, см.
Гидроторакс (от гидро... и греч. thorax — грудь), скопление выпота (транссудата) в плевральной полости, возникающее при различных сердечных и почечных заболеваниях.
Кеннан Джордж Фрост Кеннан (Kennan) Джордж Фрост (родился 16.2.1904, Милуоки), американский дипломат и историк.
Морасан Франсиско Морасан (Morazan) Франсиско (3.10.1792, Тегусигальпа, Гондурас, — 15.
Распознавание образов, научное направление, связанное с разработкой принципов и построением систем, предназначенных для определения принадлежности данного объекта к одному из заранее выделенных классов объектов.
Туэ Аксель Туэ (Thue) Аксель (19.2.1863, Тёнсбсрг, — 7.
Актуализм в геологии, актуалистический метод (от англ.
Гейлс Стивен Гейлс, Хейлс (Hales) Стивен (встречающееся написание — Стефан Гельс) (7.