Гимназия

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ГА ГБ ГВ ГД ГЕ ГЁ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГП ГР ГС ГУ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГИА
ГИБ
ГИГ
ГИД
ГИЕ
ГИЖ
ГИЗ
ГИЙ
ГИК
ГИЛ
ГИМ
ГИН
ГИО
ГИП
ГИР
ГИС
ГИТ
ГИФ
ГИЧ
ГИЯ

Гимназия, среднее общеобразовательное учебное заведение. Термин «Гимназия» заимствован из Древних Афин (см. Гимнасий). Впервые Гимназия была названа средняя школа, открытая в Страсбурге в 1538. В 16—18 вв. Гимназия стали возникать во многих городах Германии. В 19 в. Гимназия назывались средние школы для мальчиков в Австро-Венгрии, Болгарии, Германии, Голландии, Греции, Дании, Сербии и немецких кантонах Швейцарии.

  С развитием капитализма в различных странах возникла потребность в появлении таких учебных заведений, в которых учащиеся получали бы практически полезные знания; усилился протест против классицизма Гимназия В результате возникли реальные училища, а затем в середине 19 в. наряду с классической Гимназия — реальные, без преподавания греческого языка. В классической Гимназия в конце 19 — начале 20 вв. преподаванию древних языков стало уделяться меньше внимания, но эти Гимназия оставались господствующим типом среднего учебного заведения.

  В России первые Гимназия были созданы в Петербурге —Академическая гимназия (в 1726), в Москве — при университете (в 1755) и в Казани (в 1758), но они не имели единого учебного плана. Особое значение для истории Гимназия имел введённый в 1804 «Устав учебных заведений, подведомственных университетам», согласно которому в Гимназия принималась молодёжь по окончании уездных училищ без экзаменов, независимо от сословия. Гимназия имела 4-летний курс обучения. По Уставу 1828 вновь были введены сословные ограничения: Гимназия предназначались для детей дворян и чиновников: из учебного плана были исключены философия, политэкономия, право как «вольнодумные науки», введены греческий язык, закон божий; установлена казарменная дисциплина, широко применялись телесные наказания; усилился шпионаж за учащимися и т.д. В 1852 были утверждены 3 типа Гимназия: 1) с естественной историей и законоведением с 5-го класса, в зависимости от подготовки к университету или к службе с добавлением для первых латинского языка; 2) с законоведением (для готовящихся к службе); 3) с латинским и греческим языками в большем объёме.

  «Устав гимназий и прогимназий» 1864 установил следующие типы Гимназия: 1) классические Гимназия с греческим и латинским языками, с незначительным количеством часов на естествознание и физику; 2) классические Гимназия с латинским языком; 3) реальная Гимназия без древних языков, с естествознанием и физикой в большем объёме. Были учреждены также прогимназии. В 60-х гг. возникают женские гимназии.

  В 60-е гг. 19 в., в условиях подъёма общественно-педагогического движения, борьба вокруг Гимназия приняла острый характер. Резко выступали против «классического кошмара», формального характера гимназического образования революционные демократы, хотя они и признавали положительное значение подлинного гуманизма и классицизма. Они требовали, чтобы Гимназия давала такие знания, которые имели бы практическое значение и были бы нужны в первую очередь для развития русской культуры и экономики. Кажущуюся связь между понятиями «классицизм» и «гуманизм» разоблачал К. Д. Ушинский. Он считал, что классицизм в том виде, в каком он существует в русской Гимназия, противоречит подлинному гуманизму, что нет никаких оснований преувеличивать значение древних языков в истории человеческой культуры и в развитии мышления учащихся. В 1871 был принят «Устав гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения», по которому единственным типом Гимназия признавалась 7-классная классическая Гимназия с 8-летним курсом обучения (7-й класс делился на 2 года) и с преподаванием латинского и греческого языков (на них отводился 41% учебного времени).

  В конце 19 и начале 20 вв. под влиянием усилившегося в России общественного движения и дальнейшего развития промышленности министерство просвещения предпринимало ряд попыток перестроить классическую Гимназия, приспособить её к требованиям жизни. В 1914 был принят новый учебный план Гимназия, который свидетельствовал о значительном ослаблении классицизма, формализма и усилении реальных знаний.

  Окончившие Гимназия с золотой и серебряной медалями принимались в университет в первую очередь и без экзаменов, остальные также без экзаменов, но по конкурсу аттестатов. На 1 января 1913 в России было 434 Гимназия и прогимназии с 142935 учащимися. После Октябрьской революции Гимназия как тип учебного заведения была ликвидирована. См. также ст. Классическое образование.

 

  Лит.: Алешинцев И. А., История гимназического образования в России (XVIII и XIX в.), СПБ, 1912; Ганелин Ш. И., Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX в., 2 изд., М., 1954; Смирнов В. З., Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX в., М., 1954; Das Schulwesen sozialistischer Länder in Europa, B., 1962.

  Ш. И. Ганелин.

Так же Вы можете узнать о...


ЦДРИ, Центральный дом работников искусств, см.
Лужа, река в Калужской области РСФСР, истоки в Московской области, правый приток реки Протва (бассейн Оки).
Аваруа (Avarua), город, административный центр архипелага Кука (владение Новой Зеландии) в Тихом океане, в Полинезии.
Натан Жак Примо (28.10.1902, София, — 3.3.1974, там же), болгарский историк и экономист, общественный деятель, академик Болгарской АН (1961), народный деятель науки (1965), Герой Социалистического Труда НРБ (1964).
Берсальеры Берсальеpы (итал. bersagliere, от bersaglio — мишень, цель), особый вид итальянской пехоты, специально натренированной в меткой стрельбе и форсированных маршах, впоследствии — самокатные и мотоциклетные части.
Пилсудский Юзеф Пилсудский (Piłsudski) Юзеф (5.
Вычислительное устройство, счётно-решающее устройство, автоматически выполняет одну какую-либо математическую операцию или последовательность их с целью решения одной задачи или класса однотипных задач.
Ротор (матем.) Ротор (математический), то же, что вихрь векторного поля.
Динов Тодор Георгиев (р. 24.7.1919, Александруполис, Греция), болгарский кинорежиссёр и художник, заслуженный артист НРБ (1963).
«Сто новых новелл» («Cent nouvelles nouvelles»), памятник французской повествовательной прозы.
«Калипсо» («Calypso»), французское океанографическое судно.
Фасеточные глаза, сложные глаза, основной парный орган зрения насекомых, ракообразных и некоторых др.
Круглые черви, класс червей; то же, что нематоды.
Шлемофон, головной убор в виде шлема, снабженный электроакустической гарнитурой, состоящей из малочувствительной к внешним акустическим шумам микрофона (или двух ларингофонов) и двух телефонов; предназначен для лиц, работающих в условиях повышенного шума (например, в самолётах, танках).
Мелянопус (Melanopus), разновидность твёрдой пшеницы с опушенным белым с чёрными остями колосом и белым зерном, одна из наиболее распространённых в земледелии земного шара.
Аншюц Генрих Аншюц (Anschutz) Генрих (8.2.1785 — 29.12.1865), австрийский актёр.
Октябрята, в СССР школьники 7—9 лет, объединяемые на добровольных началах в группы при пионерской дружине школы.
Ваг (Vah), река в Чехословакии (в Словакии), левый приток Дуная.