ГимназияБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Гимназия, среднее общеобразовательное учебное заведение. Термин «Гимназия» заимствован из Древних Афин (см. Гимнасий). Впервые Гимназия была названа средняя школа, открытая в Страсбурге в 1538. В 16—18 вв. Гимназия стали возникать во многих городах Германии. В 19 в. Гимназия назывались средние школы для мальчиков в Австро-Венгрии, Болгарии, Германии, Голландии, Греции, Дании, Сербии и немецких кантонах Швейцарии. С развитием капитализма в различных странах возникла потребность в появлении таких учебных заведений, в которых учащиеся получали бы практически полезные знания; усилился протест против классицизма Гимназия В результате возникли реальные училища, а затем в середине 19 в. наряду с классической Гимназия — реальные, без преподавания греческого языка. В классической Гимназия в конце 19 — начале 20 вв. преподаванию древних языков стало уделяться меньше внимания, но эти Гимназия оставались господствующим типом среднего учебного заведения. В России первые Гимназия были созданы в Петербурге —Академическая гимназия (в 1726), в Москве — при университете (в 1755) и в Казани (в 1758), но они не имели единого учебного плана. Особое значение для истории Гимназия имел введённый в 1804 «Устав учебных заведений, подведомственных университетам», согласно которому в Гимназия принималась молодёжь по окончании уездных училищ без экзаменов, независимо от сословия. Гимназия имела 4-летний курс обучения. По Уставу 1828 вновь были введены сословные ограничения: Гимназия предназначались для детей дворян и чиновников: из учебного плана были исключены философия, политэкономия, право как «вольнодумные науки», введены греческий язык, закон божий; установлена казарменная дисциплина, широко применялись телесные наказания; усилился шпионаж за учащимися и т.д. В 1852 были утверждены 3 типа Гимназия: 1) с естественной историей и законоведением с 5-го класса, в зависимости от подготовки к университету или к службе с добавлением для первых латинского языка; 2) с законоведением (для готовящихся к службе); 3) с латинским и греческим языками в большем объёме. «Устав гимназий и прогимназий» 1864 установил следующие типы Гимназия: 1) классические Гимназия с греческим и латинским языками, с незначительным количеством часов на естествознание и физику; 2) классические Гимназия с латинским языком; 3) реальная Гимназия без древних языков, с естествознанием и физикой в большем объёме. Были учреждены также прогимназии. В 60-х гг. возникают женские гимназии. В 60-е гг. 19 в., в условиях подъёма общественно-педагогического движения, борьба вокруг Гимназия приняла острый характер. Резко выступали против «классического кошмара», формального характера гимназического образования революционные демократы, хотя они и признавали положительное значение подлинного гуманизма и классицизма. Они требовали, чтобы Гимназия давала такие знания, которые имели бы практическое значение и были бы нужны в первую очередь для развития русской культуры и экономики. Кажущуюся связь между понятиями «классицизм» и «гуманизм» разоблачал К. Д. Ушинский. Он считал, что классицизм в том виде, в каком он существует в русской Гимназия, противоречит подлинному гуманизму, что нет никаких оснований преувеличивать значение древних языков в истории человеческой культуры и в развитии мышления учащихся. В 1871 был принят «Устав гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения», по которому единственным типом Гимназия признавалась 7-классная классическая Гимназия с 8-летним курсом обучения (7-й класс делился на 2 года) и с преподаванием латинского и греческого языков (на них отводился 41% учебного времени). В конце 19 и начале 20 вв. под влиянием усилившегося в России общественного движения и дальнейшего развития промышленности министерство просвещения предпринимало ряд попыток перестроить классическую Гимназия, приспособить её к требованиям жизни. В 1914 был принят новый учебный план Гимназия, который свидетельствовал о значительном ослаблении классицизма, формализма и усилении реальных знаний. Окончившие Гимназия с золотой и серебряной медалями принимались в университет в первую очередь и без экзаменов, остальные также без экзаменов, но по конкурсу аттестатов. На 1 января 1913 в России было 434 Гимназия и прогимназии с 142935 учащимися. После Октябрьской революции Гимназия как тип учебного заведения была ликвидирована. См. также ст. Классическое образование.
Лит.: Алешинцев И. А., История гимназического образования в России (XVIII и XIX в.), СПБ, 1912; Ганелин Ш. И., Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX в., 2 изд., М., 1954; Смирнов В. З., Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX в., М., 1954; Das Schulwesen sozialistischer Länder in Europa, B., 1962. Ш. И. Ганелин. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|