Законодательная инициативаБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Законодательная инициатива, право внесения компетентными лицами и учреждениями на рассмотрение законодательного органа законопроекта или предложения о принятии нового закона, об изменении или отмене действующего закона, влекущее за собой обязательность обсуждения вопроса о включении законопроекта в повестку дня законодательного органа. Законодательная инициатива — начальная стадия законодательного процесса. Конституциями или др. законодательными актами обычно устанавливается, кому предоставляется право Законодательная инициатива В СССР правом Законодательная инициатива обладают обе палаты Верховного Совета СССР, а также Президиум Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР, комиссии обеих палат Верховного Совета СССР, депутаты Верховного Совета СССР, Верховных суд СССР, советские профсоюзы в лице ВЦСПС, союзные республики в лице их высших органов государственной власти. В союзных и автономных республиках правом Законодательная инициатива обладают соответствующие органы этих республик. Программой КПСС (1961) предусмотрено расширение круга субъектов права Законодательная инициатива и предоставление в дальнейшем этого права ВЛКСМ и другим массовым общественным организациям в лице их общесоюзных или республиканских органов. Предложения об издании тех или иных законов могут исходить от организаций и отдельных граждан, не обладающих правом Законодательная инициатива В условиях социалистического общества много таких предложений делается при всенародном обсуждении важнейших законопроектов (эти предложения рассматриваются и учитываются при разработке законов). В буржуазных государствах право Законодательная инициатива предоставляется обычно главе государства, депутатам парламента, правительству, некоторым центральным ведомствам и т.п. В Италии, Швейцарии, США и ряде др. стран формально провозглашено также право т. н. народной инициативы — обязательность рассмотрения законопроекта, подписанного определённым числом избирателей (например, согласно конституции Италии — не менее 50 тыс. подписей), фактически Законодательная инициатива целиком сосредоточена в руках исполнительной власти — правительства, что характеризует упадок системы буржуазного парламентаризма. В. В. Кравченко.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|