Земпер Готфрид

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЗА ЗБ ЗВ ЗГ ЗД ЗЕ ЗЁ ЗИ ЗЛ ЗМ ЗН ЗО ЗР ЗУ ЗЫ ЗЮ ЗЯ
ЗЕА
ЗЕБ
ЗЕВ
ЗЕГ
ЗЕД
ЗЕЕ
ЗЕИ
ЗЕЙ
ЗЕК
ЗЕЛ
ЗЕМ
ЗЕН
ЗЕР
ЗЕС
ЗЕТ
ЗЕФ
ЗЕЯ

Земпер (Semper) Готфрид (29.11.1803, Гамбург,—15.5.1879, Рим), немецкий архитектор и теоретик искусства. Учился в Мюнхене (1825—26) и Париже (1826—1828); в 1834—49 профессор AX в Дрездене. Как участник Дрезденского восстания 1849 бежал в Париж, работал в Лондоне (с 1851), Цюрихе (с 1855), Вене (1871—1876). В рациональных по организации плана постройках Земпер Готфрид эклектически применены декоративные мотивы итальянского Возрождения и барокко (Оперный театр, 1838—41 и 1871—78, и Картинная галерея, 1847—1849, в Дрездене; совместно с К. Хазенауэром — 2 музейных здания, 1872—81, «Бург-театр», 1874—88, и «Новый Хофбург», 1881—1913, в Вене). Теоретические взгляды Земпер Готфрид, сложившиеся под влиянием позитивизма, изложены им в статьях, лекциях и труде «Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика» (т. 1—2, 1860—63). Земпер Готфрид критиковал капиталистическое разделение труда и его последствия. В разобщении техники и искусства, в отрыве украшения от конструкции он видел причины упадка архитектуры и художественных ремёсел в 19 в. Он стремился возродить стилистическую цельность «практических искусств», рассматривая стиль как органически исторически сложившееся явление. Земпер Готфрид связывал законы формообразования (проявляющиеся в симметрии, пропорциональности и тектонике) с функциями художественных произведений, материалами и способами их обработки. Обращение к принципам правдивости и целесообразности сочеталось в теории Земпер Готфрид с пониманием художественного начала как символической «одежды» конструкций и материалов. Взгляды Земпер Готфрид повлияли на многие концепции архитектуры, художественной промышленности и художественного конструирования в конце 19 и начале 20 вв.

Общий вид города (слева на переднем плане «Бургтеатр», 1874—88, архитекторы Г. Земпер, К. Хазенауэр; справа в глубине — «Новый Хофбург», 1881—1913, те же архитекторы). Земпер Готфрид.

Общий вид города (слева на переднем плане «Бургтеатр», 1874—88, архитекторы Г. Земпер, К. Хазенауэр; справа в глубине — «Новый Хофбург», 1881—1913, те же архитекторы).

 

  Соч.: Практическая эстетика, пер. [с нем.], М., 1970.

 

  Лит.: Quitzsch Н., Die ästhetischen Anschauungen G. Sempers, В., 1962.

  В. С. Турчин.

Так же Вы можете узнать о...


Доминанта (в музыке) Доминанта в музыке, гармоническая функция в мажоре и миноре, обладающая ясно выраженным тяготением к тонике (см.
Егоров Михаил Васильевич [р. 4(17).1.1907, г.
Заборский Георгий Владимирович [р. 29.10(11.
«Зерно» (газета) «Зерно», нелегальная газета народнической группы «Чёрный передел», предназначенная для рабочих и крестьян.
Изогиеты (от изо... и греч. hyetos — дождь), изолинии количества осадков за сутки, месяц или год или средние многолетние суммы осадков за месяц или год.
Иоахимиты, последователи Иоахима Флорского, приверженцы радикально-еретических движений в странах Западной Европы 13—15 вв.
Казандзакис Никос Казандзакис (Kazantzakes) Никос (18.2.1883, Ираклион, остров Крит, — 29.
Каплер Алексей Яковлевич [р. 28.9(11.10).1904, Киев], советский кинодраматург, заслуженный деятель искусств РСФСР (1969).
Каудзит Рейнис Рейнисович Каудзит, Каудзитс; Рейнис Рейнисович (псевдоним — Р.
Киносеть в СССР, совокупность культурно-зрелищных предприятий, осуществляющих показ фильмов населению, — кинотеатры, клубы и др.
Козаков Михаил Эммануилович [11(23).8.1897, станция Ромодан, ныне Миргородского района Полтавской области, — 16.