Зубчатая передача

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЗА ЗБ ЗВ ЗГ ЗД ЗЕ ЗЁ ЗИ ЗЛ ЗМ ЗН ЗО ЗР ЗУ ЗЫ ЗЮ ЗЯ
ЗУА
ЗУБ
ЗУГ
ЗУД
ЗУЕ
ЗУЙ
ЗУЛ
ЗУМ
ЗУН
ЗУП
ЗУР
ЗУС
ЗУТ
ЗУХ
ЗУШ
ЗУЯ

Зубчатая передача, механизм, состоящий из колёс с зубьями, которые сцепляются между собой и передают вращательное движение, обычно преобразуя угловые скорости и крутящие моменты.

  З. п, разделяют по взаимному расположению осей на передачи (рис. 1): с параллельными осями — цилиндрические; с пересекающимися осями — конические, а также редко применяемые цилиндро-конические и плоско-цилиндрические; с перекрещивающимися осями — зубчато-винтовые (червячные, гипоидные и винтовые). Частным случаем Зубчатая передача является зубчато-реечная передача, преобразующая вращательное движение в поступательное или наоборот. В большинстве машин и механизмов применяют Зубчатая передача с внешним зацеплением, т. е. с зубчатыми колёсами, имеющими зубья на внешней поверхности, реже — с внутренним зацеплением, при котором на одном колесе зубья нарезаны на внутренней поверхности.

Рис. 1. Зубчатая передача с цилиндрическими колёсами: а — прямозубая; б — косозубая; в — шевронная; г — коническая; д — с круговым зубом; е — с внутренним зацеплением. Зубчатая передача.

Рис. 1. Зубчатая передача с цилиндрическими колёсами: а — прямозубая; б — косозубая; в — шевронная; г — коническая; д — с круговым зубом; е — с внутренним зацеплением.

  Зубчатые колёса выполняют: с прямыми зубьями для работ при невысоких и средних скоростях в открытых передачах и в коробках скоростей; с косыми зубьями для использования в ответственных передачах при средних и высоких скоростях (свыше 30% всех цилиндрических зубчатых колёс); с шевронными зубьями для передачи больших моментов и мощностей в тяжёлых машинах; с круговыми зубьями — во всех ответственных конических Зубчатая передача Как правило, в машинах и механизмах применяют Зубчатая передача с постоянным передаточным числом

где w1, z1 и w2, z2угловая скорость и число зубьев соответственно быстроходного и тихоходного зубчатых колёс. Зубчатая передача с переменным передаточным числом осуществляют некруглыми цилиндрическими колёсами, которые ведомому элементу сообщают заданную плавно изменяющуюся скорость при постоянной скорости ведущего. Такие Зубчатая передача применяют редко. Передаточное число одной пары колёс в редукторах обычно до 7, в коробках скоростей — до 4, в приводах столов станков —до 20 и более. Окружные скорости для высокоточных прямозубых Зубчатая передача — до 15 м/сек, для косозубых — до 30 м/сек, в быстроходных передачах скорости достигают 100 м/сек и более.

  Зубчатая передача являются наиболее рациональным и распространённым видом механических передач. Их применяют для передачи мощностей — от ничтожно малых до десятков тысяч квт, для передачи окружных усилий от долей грамма до 10 Мн (1000 mc). Основные достоинства Зубчатая передача: значительно меньшие габариты, чем у др. передач; высокий кпд (потери в точных, хорошо смазываемых передачах 1—2%, в особо благоприятных условиях 0,5%); большая долговечность и надёжность; отсутствие проскальзывания; малые нагрузки на валы. К недостаткам Зубчатая передача можно отнести шум при работе и необходимость точного изготовления.

  Зубчатые колёса находятся в т. н. зубчатом зацеплении, основной кинематической характеристикой которого является постоянство мгновенного передаточного отношения при непрерывном контакте зубьев. При этом общая нормаль (линия зацепления) к профилям зубчатых колёс в любой точке их касания должна проходить через полюс зацепления (рис. 2). В цилиндрических передачах полюсом зацепления является точка касания начальных окружностей зубчатых колёс, т. е. окружностей, которые катятся друг по другу без скольжения. Диаметры начальных окружностей d1 и d2 можно определить из соотношений:

Рис. 2. Образование эвольвентных профилей: NN — общая нормаль; Р — полюс зацепления; <span style='font-family:Symbol;layout-grid-mode:line'>a</span> — угол зацепления; <span style='font-family:Symbol;layout-grid-mode:line'>w</span><sub>1</sub> и <span style='font-family:Symbol;layout-grid-mode:line'>w</span><sub>2</sub> — угловые скорости; 1 и 2 — зубчатые колёса. Зубчатая передача.

Рис. 2. Образование эвольвентных профилей: NN — общая нормаль; Р — полюс зацепления; a — угол зацепления; w1 и w2 — угловые скорости; 1 и 2 — зубчатые колёса.

где А — межосевое расстояние (расстояние между осями колёс). Указанному условию удовлетворяют многие кривые, в частности эвольвенты, которые наиболее выгодны для профилирования зубьев с точки зрения сочетания эксплуатационных и технологических свойств, поэтому эвольвентное зацепление получило преимущественное применение в машиностроении. Колёса с эвольвентным профилем могут быть нарезаны одним инструментом, независимо от числа зубьев и так, чтобы каждое эвольвентное колесо могло входить в зацепление с колёсами, имеющими любое число зубьев. Профиль зубьев инструмента может быть прямолинейным, удобным для изготовления и контроля. Эвольвентное зацепление мало чувствительно к отклонениям межосевого расстояния. Контакт профилей зубьев происходит в точках линии зацепления, проходящей через полюс зацепления касательно к основным окружностям с диаметрами d01 = d1 cos a и d02 = d1 cos a, где a — угол зацепления. Основной размерный параметр эвольвентных и др. зубчатых зацеплений — модуль m, равный отношению диаметра делительной окружности зубчатого колеса dд к числу зубьев z. Для некорригированных эвольвентных зацеплений (см. Корригирование зубчатых колёс) начальные и делительные окружности совпадают:   d1 = dд1 = mz1 и d2 = dд2 = mz2.

Профиль т. н. производящей рейки при образовании зубчатого колеса очерчивается по исходному контуру основной рейки (рис. 3), которая получается при увеличении числа зубьев нормального эвольвентного зубчатого колеса до бесконечности. Зубья производящей рейки имеют увеличенную высоту h = (h’ + h’’) для образования радиального зазора в зацеплении (com), толщину по делительной окружности s, радиус закругления ri, шаг зацепления t, угол зацепления aд. В косозубых колёсах исходный контур принимают в сечении, нормальном к линии зуба.

Рис. 3. Исходный контур основной рейки. Зубчатая передача.

Рис. 3. Исходный контур основной рейки.

  В конической Зубчатая передача (рис. 4) начальные цилиндры заменяются начальными конусами 1 и 2. Профили зубьев приближённо рассматриваются как линии пересечения боковых поверхностей зубьев с дополнительными конусами 3 и 4, соосными начальным, но с образующими, перпендикулярными образующим начальных конусов. Модуль, начальные и делительные окружности измеряют на внешнем дополнительном конусе. Для удобства профилирования зубьев дополнительные конусы развертывают на плоскость 5 и 6. Эвольвентное зацепление может быть улучшено корригированием. Кроме эвольвентного зацепления, в часовых механизмах и некоторых др. приборах применяют циклоидальное зацепление, работающее с меньшими потерями на трение и позволяющее применять зубчатые колёса с малым числом зубьев, но не обладающее указанными достоинствами эвольвентного зацепления. В тяжёлых машинах наряду с эвольвентными передачами применяют круговинтовые передачи (рис. 5), предложенные в 50-х гг. 20 в. М. Л. Новиковым. Профили зубьев колёс в зацеплении Новикова очерчиваются дугами окружностей. Выпуклые зубья одного зубчатого колеса (обычно малого) контактируют с вогнутыми зубьями другого. Начальное касание (без нагрузки) происходит в точке. В передаче Новикова зубчатые колёса косозубые. Точки контакта зубьев перемещаются не по высоте зубьев, а только в осевом направлении, т. о. линия зацепления параллельна осям колёс. К достоинствам таких Зубчатая передача относятся: пониженные контактные напряжения, благоприятные условия для образования масляного клина, возможность применения колёс с малым числом зубьев и, следовательно, большие передаточные числа. Несущая способность передач Новикова по критерию контактной прочности существенно выше, чем эвольвентных.

Рис. 4. Образование конического зацепления. Зубчатая передача.

Рис. 4. Образование конического зацепления.

Рис. 5. Передача Новикова. Зубчатая передача.

Рис. 5. Передача Новикова.

  Для удовлетворительной работы Зубчатая передача необходима достаточная их точность. Для Зубчатая передача предусмотрено 12 степеней точности, выбираемых в зависимости от назначения и условий работы передачи.

  Основные причины выхода из строя Зубчатая передача — поломки зубьев, усталостное выкрашивание поверхностных слоев зубьев, абразивный износ, заедание зубьев (наблюдаемое при разрушении масляной плёнки от больших давлений или высоких температур).

  Основными материалами для зубчатых колёс являются легированные стали, подвергаемые термической или химико-термической обработке: поверхностной закалке, преимущественно токами высокой частоты, объёмной закалке, цементации, нитроцементации, азотированию, цианированию. Зубчатая передача из сталей, улучшаемых термообработкой до нарезания зубьев, изготовляют при отсутствии жёстких требований к их габаритам, чаще всего в условиях мелкосерийного и индивидуального производства. При особых требованиях к бесшумности и малых нагрузках одно из зубчатых колёс делают из пластмассы (текстолита, капролона, древеснослоистых пластиков, полиформальдегида), а сопряжённое — из стали. Зубчатая передача рассчитывают на прочность по напряжениям изгиба в опасном сечении у основания зубьев и по контактным напряжениям в полюсе зацепления.

  Зубчатая передача применяют в виде простых одноступенчатых передач и в виде различных сочетаний нескольких передач, встроенных в машины или выполненных в виде отдельных агрегатов. Широко используют Зубчатая передача для понижения угловых скоростей и повышения крутящих моментов в редукторах. Редукторы выполняют обычно в самостоятельных корпусах одно-, двухи трёхступенчатыми с передаточными числами соответственно 1,6—6,3; 8—40; 45—200. Наиболее распространены двухступенчатые редукторы (около 95%). Для получения различных частот вращения выходного вала при постоянной скорости приводного двигателя применяют коробки скоростей. Возможности зубчатых механизмов расширяются с применением планетарных передач, которые используются в качестве редукторов и дифференциальных механизмов. Небольшие габариты и масса планетарных Зубчатая передача обусловливаются распределением нагрузки между несколькими совершающими планетарное движение зубчатыми колёсами (сателлитами) и применением внутреннего зацепления, обладающего повышенной несущей способностью. При переходе от простых передач к планетарным достигается уменьшение массы в 1,5—5 раз. Наименьшие относительные габариты имеют волновые передачи, обеспечивающие передачу больших нагрузок при высокой кинематической точности и жёсткости.

 

  Лит.: Кудрявцев В. Н., Зубчатые передачи, М. — Л., 1957; Решетов Д. Н., Детали машин, М., 1963; Часовников Л. Д., Передачи зацеплением, М., 1969; Детали машин. Справочник, под ред. Н. С. Ачеркана, т. 3, М., 1969.

  Д. Н. Решетов.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Оснастка технологическая в машиностроении, приспособления, предназначенные для установки и закрепления заготовок в требуемом положении относительно рабочих органов станка и режущих инструментов, служащие для транспортировки деталей или изделий (приспособления-спутники) и выполнения сборочных операций.
Пантотеновая кислота, антидерматитный фактор, витамин группы В; по химической природе — дипептид, состоящий из остатков аминокислоты b-аланина и пантоевой кислоты.
Пергам (древн. город в М. Азии) Пергам (греч. Pergamos), древний город в Малой Азии (современный Бергама).
Пиреномицеты (Pyrenomycetes), группа сумчатых грибов, плодовые тела которых — перитеции — открываются на вершине порой или трещиной.
Позднеев Дмитрий Матвеевич (27.1.1865 — 1942), русский востоковед.
Последгол, Центральная комиссия при ВЦИК по борьбе с последствиями голода 1921.
«Продамет», «Общество для продажи изделий русских металлургических заводов», крупнейшая монополия в промышленности дореволюционной России.
Пуэрто-Рико (страна в Вест-Индии) Пуэрто-Рико (Puerto Rico), страна в Вест-Индии, на крупном острове Пуэрто-Рико и набольших островах Вьекес, Кулебра, Мона и др.
Ратин (франц. ratine), шерстяная ткань с характерной поверхностью, образуемой короткими завитками густого ворса.
Риль Алонз Риль (Riehl) Алонз (27.4.1844, Больцано, Италия, — 21.
Русский хребет, горный хребет в системе Куньлуня, в Китае, между долинами рр.
Санта-Крус-де-Тенерифе (Santa Cruz de Tenerife), город и порт на острове Тенерифе в архипелаге Канарских островов в Атлантическом океане.
Сейф (англ. safe, буквально — невредимый, безопасный, надёжный), стальной несгораемый ящик или шкаф для хранения документов, денег и материальных ценностей.
Силлиманит [от имени амер. учёного Б. Силлимана (В.
Слэтер Джон Кларк Слэтер, Слейтер (Slater) Джон Кларк (р. 22.12.
Сосновая совка (Panolis flammea), бабочка семейства совок; вредитель сосны.