Стенные росписиБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Стенные росписи, картины и орнаменты, исполненные красками непосредственно на оштукатуренных стенах, потолках или на холсте, бумаге и др. материалах, закрепленных на различных поверхностях архитектурных сооружений. Стенные росписи, которые выполняются преимущественно средствами фрески, клеевой живописи, темперы, восковой живописи, масляной живописи, являются областью монументального искусства (иногда к Стенные росписи условно относят мозаику). Нередко Стенные росписи не включают фигуративных изображений и носят чисто орнаментальный характер, что особенно типично для народного искусства (см. Роспись декоративная). Рафаэль и ученики. Фрагмент фрески в Лоджиях Ватикана в Риме. 1519. К древнейшим образцам Стенные росписи относятся пещерные изображения, появившиеся ещё в эпоху позднего палеолита, и наскальные изображения. Плоскостные росписи зданий, включающие культовые, батальные и жанровые сцены, были распространены в Древнем Египте (особенно в 3—1м тыс. до н. э.). Ко 2-му тыс. до н. э. относятся древнейшие Стенные росписи в Китае, к 1-му тыс. до н. э. — в Урарту. Ко 2-му тыс. до н. э. восходят Стенные росписи Эгейского мира, отличающиеся динамикой композиционных решений. Мастерами Древней Греции создавались настенные картины, отмеченные тяготением к пространственной убедительности изображений, получившим развитие в Стенные росписи Древнего Рима. Если в 7—8 вв. среднеазиатские здания (храмы и дворцы в Варахше, Пенджикенте и др. центрах) украшались Стенные росписи с фигурными изображениями, то в мусульманском средневековом искусстве Средней Азии, Ирана и Переднего Востока получили распространение чисто орнаментальные росписи. Богатейшие Стенные росписи пещерных сооружений характерны для средневекового Китая (Дуньхуан) и Индии (Аджанта). «Охота фараона». Фрагмент росписи из гробницы в Фивах. Клеевая живопись. Конец 15 в. до н.э. Британский музей. Лондон. В средневековой Европе Стенные росписи, проникнутые высокой одухотворённостью и расположенные в строго определенном иерархическом порядке, стали одним из важнейших видов живописи в Византии, Грузин, на Балканах, в Древней Руси. К ранним примерам древнерусских Стенные росписи принадлежат росписи церквей в Киеве, Новгороде, Владимире (11—12 вв.); нового подъёма искусство древнерусских Стенные росписи достигло в 14—16 вв. в творчестве Феофана Грека, Андрея Рублёва и Дионисия. В рус. искусстве 17 в. техника Стенные росписи особенно интенсивно развивается в приволжских городах (Ярославль, Кострома и др.) и в Москве. В Западной Европе остроэкспрессивные, нередко напряжённо-драматич. Стенные росписи характерны для построек романского стиля, в готических зданиях Западной и Центральной Европы, почти лишённых сплошных гладких стен, они были вытеснены витражами. «Ангелы». 12 в. Дмитриевский собор. Владимир. Новый этап в эволюции Стенные росписи наступил в эпоху Возрождения в Италии, где художники (Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и др.) достигли в своих Стенные росписи глубокой реалистичности изображений, нередко насыщенных гражданским пафосом. Ренессансным Стенные росписи свойственны тенденции к иллюзорному расширению реального пространства, в связи с чем в них постоянно встречаются имитации архитектурных мотивов и скульптуры. Тяготение к иллюзорному прорыву плоскости стены усилилось в Стенные росписи барокко, приобретающих преимущественно декоративный характер. В 17—18 вв. Стенные росписи нередко вытеснялись гобеленами, зеркалами, обоями, а живопись использовалась главным образом для украшения потолков (см. Плафон). В Стенные росписи классицизма 18 — начале 19 вв. преобладали изображения скульптуры (в технике гризайли), архитектурных форм, пейзажа. Мастера 19 в., возрождавшие тематические Стенные росписи, иногда обращались к наследию раннего итальянского Возрождения (например, нем. назарейцы), нередко впадая в эклектизм, свойственный большинству Стенные росписи этого периода. Обострённый интерес к Стенные росписи испытывали живописцы, близкие к стилю «модерн» и национально-романтическим направлениям (П. Пюви де Шаванн, М. Дени во Франции, Ф. Ходлер в Швейцарии, Э. Мунк в Норвегии, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров в России), как правило, избегавшие «прорывов» картинной плоскости и тяготевшие к подчёркнуто ритмизованным колористическим и композиционным решениям. В современном искусстве капиталистических стран в настенную живопись интенсивно проникают черты формалистической стилизации, родственной абстрактному искусству или сюрреализму (М. Шагал во Франции, С. Спенсер в Великобритании, Р. Тамайов Мексике). Вместе с тем особая масштабность и эмоциональная доходчивость языка Стенные росписи привлекают к ней мастеров, стремящихся найти публицистически острое художественное выражение для прогрессивно-демократических идей (Д. Ривера, Х. К. Ороско, Д. А. Сикейрос в Мексике, Х. Эрни в Швейцарии, А. Рефрежье в США). Необычайно обогащается в 20 в. техника Стенные росписи (например, мексиканские «муралисты» применяют для них новые пироксилиновые краски). Рафаэль. «Диспута». («Спор о причастии»). 1509—11. Станца делла Сеньятура. Ватикан. Джотто. «Возвращение Иоакима к пастухам». 1304—06. Капелла дель Арена. Падуя. В. М. Васнецов. Панно «Каменный век» (фрагмент). 1883—85. Исторический музей. Москва. Х. Эрни. «Эйнштейн». 1954. Музей этнографии. Невшатель (Швейцария). Ф. Ходлер. «Выступление йенских студентов в 1813». 1908—1909. Университет. Йена. В СССР развитию искусства Стенные росписи способствуют широкий размах строительства, создание величественных общественных зданий и мемориальных ансамблей, интерес художников к общественно-воспитательным аспектам проблемы синтеза искусств. В 1920—40-е гг. в области настенной живописи успешно выступили Ч. Ахмаров. Д. А. Бруни, А. А. Дейнека, П. Д. Корин, Е. Е. Лансере, В. А. Фаворский. Среди мастеров, выдвинувшихся в 1950—1960-е гг., — А. В. Васнецов, Н. Ю. Игнатов, Б. П. Милюков, Б. А. Тальберг и др. искусство Стенные росписи успешно развивается также в ГДР (В. Вомака), Венгрии (Э. Домановский) и др. странах социализма. Ч. Ахмаров. «Фархад и Ширин». Фрагмент росписи театра оперы и балета им. Навои в Ташкенте. 1944—47. В. А. Фаворский. «Детский сад». 1933. Музей охраны материнства и младенчества. Москва. Е. Е. Лансере. «Строительство Москвы». 1933—34. Плафон ресторанного зала Казанского вокзала, Москва.
«Музыканты». Около 470 до н.э. Т.н. гробница леопардов в Тарквинии. Ныне — в Национальном музее в Тарквинии. Лит.: Шмид Т., Техника античной фрески и энкаустики, пер. с нем., М., 1934; Жадова Л. А., Монументальная живопись Мексики. М., 1965; Воейкова И. Н., Художники-монументалисты, М., [1969]; Данилова И. Е., Итальянская монументальная живопись, М., 1970; Лазарев В. Н., Древнерусские мозаики и фрески XI—XV вв., М., 1973; Лебедева В., Советское монументальное искусство шестидесятых годов, М., 1973: Philippot P., Die Wandmalerei, W. — Münch., [1972]. Д. Сикейрос. «Освобождение Мексики». 1941—42. Школа «Мексика». Чильян (Чили). Н. В. Воронов. «Акробаты с быком». 16 в. до н. э. Кносский дворец. Ныне — в Археологическом музее в Ираклионе (Крит).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|