Стенные росписи

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СТА
СТВ
СТЕ
СТЁ
СТИ
СТЛ
СТО
СТР
СТУ
СТШ
СТЫ
СТЬ
СТЭ
СТЮ
СТЯ

Стенные росписи, картины и орнаменты, исполненные красками непосредственно на оштукатуренных стенах, потолках или на холсте, бумаге и др. материалах, закрепленных на различных поверхностях архитектурных сооружений. Стенные росписи, которые выполняются преимущественно средствами фрески, клеевой живописи, темперы, восковой живописи, масляной живописи, являются областью монументального искусства (иногда к Стенные росписи условно относят мозаику). Нередко Стенные росписи не включают фигуративных изображений и носят чисто орнаментальный характер, что особенно типично для народного искусства (см. Роспись декоративная).

Рафаэль и ученики. Фрагмент фрески в Лоджиях Ватикана в Риме. 1519. Стенные росписи.

Рафаэль и ученики. Фрагмент фрески в Лоджиях Ватикана в Риме. 1519.

К древнейшим образцам Стенные росписи относятся пещерные изображения, появившиеся ещё в эпоху позднего палеолита, и наскальные изображения. Плоскостные росписи зданий, включающие культовые, батальные и жанровые сцены, были распространены в Древнем Египте (особенно в 3—1м тыс. до н. э.). Ко 2-му тыс. до н. э. относятся древнейшие Стенные росписи в Китае, к 1-му тыс. до н. э. — в Урарту. Ко 2-му тыс. до н. э. восходят Стенные росписи Эгейского мира, отличающиеся динамикой композиционных решений. Мастерами Древней Греции создавались настенные картины, отмеченные тяготением к пространственной убедительности изображений, получившим развитие в Стенные росписи Древнего Рима. Если в 7—8 вв. среднеазиатские здания (храмы и дворцы в Варахше, Пенджикенте и др. центрах) украшались Стенные росписи с фигурными изображениями, то в мусульманском средневековом искусстве Средней Азии, Ирана и Переднего Востока получили распространение чисто орнаментальные росписи. Богатейшие Стенные росписи пещерных сооружений характерны для средневекового Китая (Дуньхуан) и Индии (Аджанта).

«Охота фараона». Фрагмент росписи из гробницы в Фивах. Клеевая живопись. Конец 15 в. до н.э. Британский музей. Лондон. Стенные росписи.

«Охота фараона». Фрагмент росписи из гробницы в Фивах. Клеевая живопись. Конец 15 в. до н.э. Британский музей. Лондон.

В средневековой Европе Стенные росписи, проникнутые высокой одухотворённостью и расположенные в строго определенном иерархическом порядке, стали одним из важнейших видов живописи в Византии, Грузин, на Балканах, в Древней Руси. К ранним примерам древнерусских Стенные росписи принадлежат росписи церквей в Киеве, Новгороде, Владимире (11—12 вв.); нового подъёма искусство древнерусских Стенные росписи достигло в 14—16 вв. в творчестве Феофана Грека, Андрея Рублёва и Дионисия. В рус. искусстве 17 в. техника Стенные росписи особенно интенсивно развивается в приволжских городах (Ярославль, Кострома и др.) и в Москве. В Западной Европе остроэкспрессивные, нередко напряжённо-драматич. Стенные росписи характерны для построек романского стиля, в готических зданиях Западной и Центральной Европы, почти лишённых сплошных гладких стен, они были вытеснены витражами.

«Ангелы». 12 в. Дмитриевский собор. Владимир. Стенные росписи.

«Ангелы». 12 в. Дмитриевский собор. Владимир.

Новый этап в эволюции Стенные росписи наступил в эпоху Возрождения в Италии, где художники (Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и др.) достигли в своих Стенные росписи глубокой реалистичности изображений, нередко насыщенных гражданским пафосом. Ренессансным Стенные росписи свойственны тенденции к иллюзорному расширению реального пространства, в связи с чем в них постоянно встречаются имитации архитектурных мотивов и скульптуры. Тяготение к иллюзорному прорыву плоскости стены усилилось в Стенные росписи барокко, приобретающих преимущественно декоративный характер. В 17—18 вв. Стенные росписи нередко вытеснялись гобеленами, зеркалами, обоями, а живопись использовалась главным образом для украшения потолков (см. Плафон). В Стенные росписи классицизма 18 — начале 19 вв. преобладали изображения скульптуры (в технике гризайли), архитектурных форм, пейзажа. Мастера 19 в., возрождавшие тематические Стенные росписи, иногда обращались к наследию раннего итальянского Возрождения (например, нем. назарейцы), нередко впадая в эклектизм, свойственный большинству Стенные росписи этого периода. Обострённый интерес к Стенные росписи испытывали живописцы, близкие к стилю «модерн» и национально-романтическим направлениям (П. Пюви де Шаванн, М. Дени во Франции, Ф. Ходлер в Швейцарии, Э. Мунк в Норвегии, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров в России), как правило, избегавшие «прорывов» картинной плоскости и тяготевшие к подчёркнуто ритмизованным колористическим и композиционным решениям. В современном искусстве капиталистических стран в настенную живопись интенсивно проникают черты формалистической стилизации, родственной абстрактному искусству или сюрреализму (М. Шагал во Франции, С. Спенсер в Великобритании, Р. Тамайов Мексике). Вместе с тем особая масштабность и эмоциональная доходчивость языка Стенные росписи привлекают к ней мастеров, стремящихся найти публицистически острое художественное выражение для прогрессивно-демократических идей (Д. Ривера, Х. К. Ороско, Д. А. Сикейрос в Мексике, Х. Эрни в Швейцарии, А. Рефрежье в США). Необычайно обогащается в 20 в. техника Стенные росписи (например, мексиканские «муралисты» применяют для них новые пироксилиновые краски).

Рафаэль. «Диспута». («Спор о причастии»). 1509—11. Станца делла Сеньятура. Ватикан. Стенные росписи.

Рафаэль. «Диспута». («Спор о причастии»). 1509—11. Станца делла Сеньятура. Ватикан.

Джотто. «Возвращение Иоакима к пастухам». 1304—06. Капелла дель Арена. Падуя. Стенные росписи.

Джотто. «Возвращение Иоакима к пастухам». 1304—06. Капелла дель Арена. Падуя.

В. М. Васнецов. Панно «Каменный век» (фрагмент). 1883—85. Исторический музей. Москва. Стенные росписи.

В. М. Васнецов. Панно «Каменный век» (фрагмент). 1883—85. Исторический музей. Москва.

Х. Эрни. «Эйнштейн». 1954. Музей этнографии. Невшатель (Швейцария). Стенные росписи.

Х. Эрни. «Эйнштейн». 1954. Музей этнографии. Невшатель (Швейцария).

Ф. Ходлер. «Выступление йенских студентов в 1813». 1908—1909. Университет. Йена. Стенные росписи.

Ф. Ходлер. «Выступление йенских студентов в 1813». 1908—1909. Университет. Йена.

  В СССР развитию искусства Стенные росписи способствуют широкий размах строительства, создание величественных общественных зданий и мемориальных ансамблей, интерес художников к общественно-воспитательным аспектам проблемы синтеза искусств. В 1920—40-е гг. в области настенной живописи успешно выступили Ч. Ахмаров. Д. А. Бруни, А. А. Дейнека, П. Д. Корин, Е. Е. Лансере, В. А. Фаворский. Среди мастеров, выдвинувшихся в 1950—1960-е гг., — А. В. Васнецов, Н. Ю. Игнатов, Б. П. Милюков, Б. А. Тальберг и др. искусство Стенные росписи успешно развивается также в ГДР (В. Вомака), Венгрии (Э. Домановский) и др. странах социализма.

Ч. Ахмаров. «Фархад и Ширин». Фрагмент росписи театра оперы и балета им. Навои в Ташкенте. 1944—47. Стенные росписи.

Ч. Ахмаров. «Фархад и Ширин». Фрагмент росписи театра оперы и балета им. Навои в Ташкенте. 1944—47.

В. А. Фаворский. «Детский сад». 1933. Музей охраны материнства и младенчества. Москва. Стенные росписи.

В. А. Фаворский. «Детский сад». 1933. Музей охраны материнства и младенчества. Москва.

Е. Е. Лансере. «Строительство Москвы». 1933—34. Плафон ресторанного зала Казанского вокзала, Москва. Стенные росписи.

Е. Е. Лансере. «Строительство Москвы». 1933—34. Плафон ресторанного зала Казанского вокзала, Москва.

 

«Музыканты». Около 470 до н.э. Т.н. гробница леопардов в Тарквинии. Ныне — в Национальном музее в Тарквинии. Стенные росписи.

«Музыканты». Около 470 до н.э. Т.н. гробница леопардов в Тарквинии. Ныне — в Национальном музее в Тарквинии.

  Лит.: Шмид Т., Техника античной фрески и энкаустики, пер. с нем., М., 1934; Жадова Л. А., Монументальная живопись Мексики. М., 1965; Воейкова И. Н., Художники-монументалисты, М., [1969]; Данилова И. Е., Итальянская монументальная живопись, М., 1970; Лазарев В. Н., Древнерусские мозаики и фрески XI—XV вв., М., 1973; Лебедева В., Советское монументальное искусство шестидесятых годов, М., 1973: Philippot P., Die Wandmalerei, W. — Münch., [1972].

Д. Сикейрос. «Освобождение Мексики». 1941—42. Школа «Мексика». Чильян (Чили). Стенные росписи.

Д. Сикейрос. «Освобождение Мексики». 1941—42. Школа «Мексика». Чильян (Чили).

  Н. В. Воронов.

«Акробаты с быком». 16 в. до н. э. Кносский дворец. Ныне — в Археологическом музее в Ираклионе (Крит). Стенные росписи.

«Акробаты с быком». 16 в. до н. э. Кносский дворец. Ныне — в Археологическом музее в Ираклионе (Крит).

 

Так же Вы можете узнать о...


Филиппинский жёлоб, в Тихом океане, у подножия восточных склонов Филиппинских островов.
Хирургия пластическая, восстановительная хирургия, направление хирургии, изучающее проблемы оперативного восстановления функции и формы частично или полностью утраченных органов, исправления врождённых или приобретённых дефектов и деформаций, устранения косметических недостатков.
Чесночницы (Pelobatidae), семейство бесхвостых земноводных подотряда чесночницеобразных.
Щёточная каёмка, совокупность палочковидных структур на поверхности некоторых клеток животных и человека.
Юстин (Justinus), римский историк 2—3 вв. Его сочинение является сокращённым изложением не сохранившегося исторического труда Помпея Трога.
Александрийская культура, встречающееся иногда в литературе название культуры конца 4 — конца 1 вв.
Артерии (греч., ед. ч. arteria), сосуды, несущие кровь от сердца ко всем органам и тканям тела.
Бацарский заповедник, в Грузинской ССР, расположен на южных склонах Б.
Боноски Филип Боноски (Bonosky) Филип (р. 7.3.1916, Дукейн, штат Пенсильвания), американский писатель и публицист.
Ваханский хребет, горный хребет на Ю. Памира в Таджикской ССР и Афганистане.
Волчиха, посёлок городского типа, центр Волчихинского района Алтайского края РСФСР, в 60 км к северо-востоку от железнодорожной станции Михайловка-Алтайская (на линии Кулунда — Малиновое Озеро).
Генеральный секретарь ООН, главное административное должностное лицо ООН; возглавляет Секретариат ООН и осуществляет руководство его работой.
Гояния (Goiânia), город в Бразилии, в центральной части Бразильского плоскогорья, на р.