Интегральное стереокино

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ИА ИБ ИВ ИГ ИД ИЕ ИЖ ИЗ ИИ ИЙ ИК ИЛ ИМ ИН ИО ИП ИР ИС ИТ ИУ ИФ ИХ ИЦ ИЧ ИШ ИЮ ИЯ
ИНА
ИНБ
ИНВ
ИНГ
ИНД
ИНЕ
ИНЁ
ИНЖ
ИНЗ
ИНИ
ИНК
ИНН
ИНО
ИНС
ИНТ
ИНУ
ИНФ
ИНХ
ИНЦ
ИНЧ
ИНЪ
ИНЫ
ИНЬ
ИНЮ
ИНЯ

Интегральное стереокино, стереоскопическое кино, в котором объёмно-пространственный образ создаётся в результате одновременной проекции на растровый экран не двух, как в однопарном стереоскопическом кино, а многих плоских взаимосвязанных между собой изображений (кадров), хотя зритель видит из них в каждое мгновение только 2 изображения: одно — левым, а другое — правым глазом. Метод Интегральное стереокино впервые в мире был предложен в 1962—63 советским изобретателем безочкового стереоскопического кино С. П. Ивановым и совершенствовался им в последующие годы. В 1965 был продемонстрирован экспериментальный кинофильм (режиссер Н. В. Экк), снятый интегральным методом, а в 1972 в Москве (кинотеатр «Октябрь») впервые демонстрировался короткометражный видовой кинофильм «По Южному берегу Крыма», снятый также интегральным методом (режиссёр и оператор Н. И. Большаков).

  При наиболее простом способе съёмки Интегральное стереокино на 8-, 16или 35-мм киноплёнку применяется обычный (однообъективный) съёмочный аппарат с любыми объективами. В нём изменяется только рамка, ограничивающая поле зрения визира в соответствии с выбранным стереоскопическим экраном. Особенность процесса съёмки заключается в том, что съемочный аппарат устанавливается не обычно, а поворачивается вокруг оптической оси объектива на 90° для обеспечения горизонтального продвижения киноплёнки, необходимого при проекции, и перемещается в горизонтальной плоскости вокруг центрального объекта композиции (рис. 1). Скорость перемещения камеры может быть рассчитана по формуле: v = L×K/10×f'c, где v — скорость движения камеры (мм/сек), L — расстояние до центрального объекта композиции (мм), К — частота смены кадров (кадр/сек), f'c — сопряжённое фокусное расстояние (мм). По этой формуле могут быть составлены таблицы для наиболее характерных или часто встречающихся случаев съёмки. При съёмке допустимы 2—3-кратные отклонения от параметров, указанных в формуле. Простейший контроль правильности такой съёмки заключается в том, что видимые в визире перемещения самых ближних и самых удалённых объектов (относительно неподвижного центрального объекта) от одной границы кадра к другой должны происходить за время не более 10 сек и не менее 2 сек.

Рис. 1. Схема съёмки кинофильма интегральным методом: А — сверху вниз (в вертикальной плоскости); Б — в сторону (в горизонтальной плоскости); 1, 2, 3, 4 — центральные объекты композиции. Стрелками показаны пути перемещения съёмочного аппарата при съёмке в сторону (I) и сверху вниз (II); обоюдоострыми стрелками показан быстрый переход с одной визирной точки (центрального объекта) на другую. Интегральное стереокино.

Рис. 1. Схема съёмки кинофильма интегральным методом: А — сверху вниз (в вертикальной плоскости); Б — в сторону (в горизонтальной плоскости); 1, 2, 3, 4 — центральные объекты композиции. Стрелками показаны пути перемещения съёмочного аппарата при съёмке в сторону (I) и сверху вниз (II); обоюдоострыми стрелками показан быстрый переход с одной визирной точки (центрального объекта) на другую.

При проекции на растровый экран киноплёнка продвигается горизонтально с обычной частотой смены кадров (24 кадр/сек) мимо нескольких взаимосвязанных объективов. Количество объективов определяется оптическими параметрами растрового экрана. Так, при проекции на растровый экран с перспективным линзовым растром (рис. 2) достаточно от 5 до 10 объективов. В этом случае на любое кресло зрительного зала придется от 5 до 10 элементарных взаимосвязанных фокальных зон, составляющих в целом интегральную зону стереоскопического видения (о фокальных зонах см. в ст. Стереоскопическое кино). Посредством экрана образуется до 50 интегральных зон или 400—500 элементарных фокальных зон. Такое количество зон обеспечивает нормальные условия просмотра кинофильма зрителем: при отклонении зрителя вправо или влево стереоскопический эффект не пропадает, что неизбежно при однопарной безочковой стереоскопической проекции, а напротив, подчёркивается за счёт естественного перемещения ближних предметов относительно дальних, т. е. в полном соответствии с тем, что наблюдается в жизни.

Рис. 2. Схема образования интегральных фокальных зон растровым экраном с перспективным растром. Интегральное стереокино.

Рис. 2. Схема образования интегральных фокальных зон растровым экраном с перспективным растром.

  Однако рассмотренному способу получения Интегральное стереокино свойствен недостаток: наиболее быстро движущиеся объекты оказываются заснятыми с большим временным параллаксом, проявляющимся при любой проекции в виде дробления изображения движущихся объектов; кроме того, при стереоскопической проекции наблюдается заметная деформация формы объектов и их пространственного положения. Во избежание этого явления предложено 2 более сложных способа получения Интегральное стереокино: 1) увеличение при съёмке и проецировании частоты смены кадров в 2—4 раза; 2) съёмка и проецирование одновременно серии из 8—9 кадров при прежней частоте смены кадров. Для реализации последнего способа может быть использован киносъёмочный аппарат, в котором применена, например, перфорированная аэрофотоплёнка шириной 190 мм с поперечным (к вертикальному перемещению плёнки) размещением на ней серии из 9 отдельных взаимосвязанных кадров размером 19´19 мм каждый.

 

  Лит.: Иванов Б. Т., Растровая стереоскопия в кино, М., 1945; Валюс Н. А., Растровая оптика, М., 1949; Иванов С.П., Иванов М. С., Быховский В. М. , Интегральная стереодиапроекция на ЭКСПО-70, «Техника кино и телевидения», 1970, № 10, с. 33—38.

  С. П. Иванов.

Так же Вы можете узнать о...


Медноаммиачные волокна, один из видов искусственных целлюлозных волокон, формуют их по «мокрому» методу (см.
Мещерский Иван Всеволодович [29.7(10.8).1859, Архангельск, — 7.
Можайское водохранилище, образовано в 1960—62 плотиной Можайского гидроузла в верхнем течении р.
Мочика (Mochica), древняя цивилизация, существовавшая на северном побережье современного Перу (долины рр.
Направник Эдуард Францевич [12(24).8.1839, Бейшт, Богемия, — 10(23).
Нерское плоскогорье, плоскогорье в Магаданской области и Якутской АССР.
Нормальность в химии, концентрация раствора, выраженная числом грамм-эквивалентов растворённого вещества, содержащегося в 1 л раствора.
Ойнохоя (греч. oinochoē, от oinos — вино и cheō — лью), древне-греческий сосуд для разливания вина — одноручный кувшин с овальным (яйцеобразным) туловом и устьем в форме трилистника (с тремя носиками).
Ортостиха (от греч. orthos — прямой, вертикальный и stichos — ряд, линия), прямой (продольный) ряд листьев на стебле (иногда боковых корней на главном корне).
Пальма Якопо Пальма Старший (Веккьо; Palma Vecchio, собственно Негретти, Negretti) Якопо (около 1480, Серина, Ломбардия,— 30.
Пенджабская литература, панджабская литература, литература панджабцев, населяющих штат Пенджаб в Индии и значительную территорию Пакистана.
Пилигрим (древневерхненем. piligrim, от итал.
Подземные сооружения . Выбор архитектурно-планировочных решений.
Пороговый элемент в автоматике и вычислительной технике, устройство (схема) с несколькими входами и одним выходом, предназначенное для сравнения значений входных величин (сигналов) с заданной величиной — порогом срабатывания.