Испания XVI. Танец

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ИА ИБ ИВ ИГ ИД ИЕ ИЖ ИЗ ИИ ИЙ ИК ИЛ ИМ ИН ИО ИП ИР ИС ИТ ИУ ИФ ИХ ИЦ ИЧ ИШ ИЮ ИЯ
ИСА
ИСБ
ИСЕ
ИСИ
ИСК
ИСЛ
ИСМ
ИСО
ИСП
ИСР
ИСС
ИСТ
ИСФ
ИСХ
ИСЧ

XVI. Танец

Испанский танец известен с глубокой древности. Сохранились танцевальные формы, которые встречались в эпоху эллинизма. Танец был любимым развлечением как в народе, так и при дворе, он входил во все театральные представления. В средние века возникла «мореска» (музыкально-танцевальная сценка), которая с конца 15 в. стала известна в Европе. Танцы вводились в постановки пьес Лопе де Вега, П. Кальдерона и др. В 17—18 вв. распространились представления с танцами: лирические сарсуэлы, комедийные тонадильи. Возникали новые формы испанского танца: в 19 в. танго, севилльна, хабанера, перенесённая с Кубы, и др. Испанские танцы принято подразделять на четыре группы (стиля): народные, фламенко, классические и современные (20 в.). Самую обширную группу составляют народные танцы различных провинций. Среди них сольные, парные, групповые, круговые, которые исчисляются сотнями, имеют каждый своё музыкальное сопровождение. Чрезвычайно богата танцами Андалусия; здесь исполнялись малагуэнья, ронденья, гранадина, генетически связанные с наиболее популярным танцем фанданго; сегидилья — парный танец, сопровождающийся игрой кастаньет или гитары; качуча — сольный женский танец и др. Популярная в Галисии альборада исполняется под звуки рожка или свирели и тамбурина. Известны хота из Арагоны и хота из Валенсии — парный танец острого ритма, сопровождающийся пением, игрой на гитаре или мандолине и кастаньетах; каталонская сардана — хороводный танец, исполняемый с ансамблем духовых и ударных инструментов. Непременная часть ежегодных деревенских празднеств — традиционные танцы басков (с кинжалами, кубками). Танцы фламенко (аллегриас, солеарес, фарукка и др.) бытуют у цыган южной И. В них применяются сложные и разнообразные выстукивания или чередования ударов каблуков и носков, значительна роль рук. Кастаньеты используются редко и обычно женщинами. Танцы фламенко исполняются в сопровождении гитары, выкриков, хлопков в ладоши. Допускается импровизация, несравненно большая, чем в других народных испанских танцах. Разработка и регламентация национальных танцев привела к образованию к концу 18 в. испанского классического танца, которому обучают в школах: болеро, сегидилья из Ла-Манчи, малагуэнья, хота из Валенсии, андалусийские петенерас, оле, панадерос и др. Наибольшего расцвета испанский классический танец достиг в начале 19 в. В 1807 была создана Академия театрального танца, появились трактаты о танце, учебники. Однако к концу 19 в. наступил период упадка этого танца — он академизировался, перестал развиваться. Обновление испанского танца началось в 1920-х гг. и привело к созданию нового современного стиля. Танцовщица Архентина (А. Мерсе) первая стала сочетать формы классического и народного танца, использовала музыку И. Альбениса, М. де Фальи, создавала спектакли средствами национального танца («Любовь-волшебница» и «Треуголка» на музыку де Фальи). В 1930—60-х гг. получили известность танцовщики Архентинита, Пилар Лопес, В. Эскудеро, К. Амайя, Антонио и др.

Собор в Саморе. 1154 — 74. Купол (симборио) над средокрестием. Испания.

Собор в Саморе. 1154 — 74. Купол (симборио) над средокрестием.

  Испанский танец отличается исключительным ритмическим богатством, эмоциональностью, разнообразием форм. Этим объясняется его широкое распространение во всех странах. Например, сарабанда, в 15—16 вв. исполнявшаяся перед началом комедий, и чакона, известная в И. с 16 в., превратились во Франции в 17—18 вв. в придворные танцы, вводились в балеты композитором Ж. Б. Люлли. С начала 19 в. испанские танцы стали занимать всё более видное место в балетных спектаклях Западной Европы. Многие испанские танцовщики и целые труппы выезжали за пределы страны, некоторые побывали и в России. Переработанные в манере классического балета испанские танцы вводили в постановки А. Сен-Леон, М. И. Петипа. В спектаклях 20 в. (у М. М. Фокина, отчасти А. А. Горского) испанские танцы были более стилизованы. Современные балетмейстеры приближают их к народным танцам. В театрах стали появляться балеты, построенные исключительно на испанских танцах: «Арагонская хота» на музыку М. И. Глинки, балетмейстер Фокин (1916), «Треуголка» на музыку де Фальи, балетмейстер Л. Ф. Мясин (1919), многочисленные постановки балетов на музыку «Испанского каприччио» Н. А. Римского-Корсакова и «Болеро» М. Равеля и др. Музыкальные обработки испанского танца имеются у К. В. Глюка, В. А. Моцарта, Э. Гранадоса, Э. Ф. Направника и др.

 

  Лит.: Александров В., Испанские народные танцы, Л., 1959; Levinson A., La Argentina. Essai sur la danse espagnole, P., 1928; Hughes R. М., Spanish dancing, N. Y., 1948; Brunelleschi E., Antonio and Spanish dancing, L., 1958.

  Е. Я. Суриц.

 

I. Общие сведения
IV. Население
V. Исторический очерк
И. в древности (до середины 5 в. н. э.).
VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
XI. Наука и научные учреждения
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Танец
XVII. Драматический театр
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Дыхсу, долинный ледник на северном склоне Главного Кавказского хребта, в районе вершин Шхара, Айлама, Фытнаргин.
Жмаченко Филипп Федосеевич [14(26).11.1895, с.
Земельные комитеты, земельные органы, созданные в России после Февральской революции 1917 буржуазным Временным правительством.
Известковые губки (Calcispongia, или Calcarea), отряд морских беспозвоночных животных типа губок.
Инфузории (Infusoria), класс наиболее высокоразвитых простейших животных (Protozoa).
Казальс Пабло Казальс (Casals) Пабло (р. 1876), см. Касальс П.
Капсульные микроорганизмы, бактерии, дрожжи и плесневые грибы, клетки которых окружены слизистой капсулой, состоящей главным образом из полисахаридов и защищающей клетку от неблагоприятных внешних воздействий.
Качающейся частоты генератор, см. Свип-генератор.
Кировоград (бывший Елизаветград), город, центр ской области УССР.
Колдуэлл Эрскин Колдуэлл (Caldwell) Эрскин (родился 17.12.1903, Уайт-Ок, штат Джорджия), американский писатель.
Констатация (франц. constatation, от лат. constat — известно), установление несомненности существования, наличия чего-либо; сообщение о точно установленном, непреложном факте или явлении.
Котерия (от франц. coterie — кружок, сплочённая группа), 1) в средневековой Западной Европе — вооружённый отряд наёмников.
Круг Карл Адольфович [24.6(6.7).1873, Немиров, ныне Винницкой области, — 24.
Кущевский Иван Афанасьевич (1847, Барнаул, — 12(24).