Испания XVII. Драматический театр

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ИА ИБ ИВ ИГ ИД ИЕ ИЖ ИЗ ИИ ИЙ ИК ИЛ ИМ ИН ИО ИП ИР ИС ИТ ИУ ИФ ИХ ИЦ ИЧ ИШ ИЮ ИЯ
ИСА
ИСБ
ИСЕ
ИСИ
ИСК
ИСЛ
ИСМ
ИСО
ИСП
ИСР
ИСС
ИСТ
ИСФ
ИСХ
ИСЧ

XVII. Драматический театр

Регулярные театральные представления в И. устраивались ещё в эпоху владычества римлян. В средние века развивался религиозный театр (литургическая драма, мистерия, а с середины 16 в. «священные действа» — аллегорические драмы на сюжеты истории, мифов, легенд) и народно-комедийный театр, оказавший, несмотря на преследования церкви, большое влияние на дальнейшее формирование сценического искусства. В 14—15 вв. появились и зачатки придворного театра (спектакли, разыгрывавшиеся актёрами-любителями из знати).

  В середине 16 в. возникли профессиональные театральные труппы (в зависимости от количества актёров они назывались булюлю, ньяке, гарнача, фарандула и др.), ставившие главным образом фарсовые сценки, используя примитивный реквизит. Одна из первых таких трупп была создана драматургом и актёром Лопе де Руэдой. Во 2-й половине 16 в. церковные братства, получив монополию на театральные представления, создали постоянные публичные театры — так называемые коррали, в Мадриде («Корраль де ла Крус» в 1579, «Корраль дель Принсипе» в 1582), Севилье, Барселоне, Валенсии и др. городах. Эти театры ориентировались преимущественно на широкие круги городского зрителя; здесь утверждалась гуманистическая и демократическая драматургия Возрождения, представленная произведениями выдающегося драматурга Лопе де Вега и его школы, а также произведениями Х. Руиса де Аларкона, Тирсо де Молины и др. В конце 16 — начале 17 вв. в корралях выступали многочисленные профессиональные труппы, руководимые А. де Сиснеросом, Н. де лос Риосом, А. де Вальегасом, М. Вальехо и др. Здесь выдвинулись многие разносторонне одарённые актёры: П. де Моралес, К. Перес, Д. Ариас де Пеньяфьель, Х. Вака, Х. де Бургос, М. де Кордова, М. Кальдерон, М. Рикельме и др.

  Католическая церковь и абсолютизм ограничивали гуманистические и демократические тенденции корралей (сокращение числа действующих трупп, строгая цензура, частые запреты представлений светских пьес) и поддерживали придворный театр. В 20-х гг. 17 в. в королевских резиденциях Эль Пардо, Буэн Ретиро были оборудованы театральные помещения и начались регулярные представления, на которые допускались и горожане. Здесь ставились преимущественно аллегорические и мифологические пьесы и феерии, в которых особое внимание уделялось зрелищным и постановочным эффектам. Итальянские декораторы К. Лотти, Ф. Риччи и др. совершенствовали сценическую технику (ввели кулисы, живописные перспективные декорации, сложную сценическую технику). Популярностью пользовались пьесы П. Кальдерона де ла Барки, Ф. де Рохаса Соррильи, в творчестве которых проявился некоторый отход от гуманистических ренессансных традиций.

  В 17 в. достиг расцвета жанр ауто, ставившихся на передвижных платформах-повозках во время церковных праздников. Во 2-й половине 17 в. преследования светского театра феодально-католической реакцией привели к резкому сокращению числа трупп, упадку театрального искусства.

  В 18 в. получает распространение французский классицизм, оказавший влияние на актёрское искусство, в котором утверждались пафос и декламационный стиль. Однако многие театры продолжали ставить произведения испанской драматургии 16—17 вв., а лучшие актёры — М. Ладвенант, Р. Луна, М. Р. Фернандес и др. — в своём искусстве опирались на реалистические традиции. Те же традиции развивались и в музыкально-драматических жанрах сайнете, сарсуэлы, тонадильи. Наиболее известный автор, работавший в этих жанрах, — Р. Ф. де ла Крус; исполнением ролей в них прославилась актриса М. А. Фернандес. Творчество выдающегося актёра И. Майкеса подготовило подъём испанского театра. Майкес возглавлял мадридские театры «Каньос дель Пераль» (1801—05) и «Принсипе» (1805—18), осуществил ряд важных реформ в театральном искусстве. Утверждение романтической драматургии А. Сааведры (герцог деРивас), А. Гарсиа Гутьерреса, Х. Соррильи-и-Мораля и др., а также семейно-бытовой реалистической комедии определило расцвет театра И. в 30—40-е гг. 19 в. Были открыты новые театры — «Эспаньоль» в Мадриде (в 1849), «Лисео» в Барселоне (в 1847) и др. В романтических драмах с успехом выступали сестры Б. и Т. Ламадрид, К. Латорре, М. Диес и др.; в семейно-бытовых комедиях прославились Х. Ромеа и К. Родригес.

М. Фортуни. «Заклинатели змей». 1870. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва. Испания.

М. Фортуни. «Заклинатели змей». 1870. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

  В середине 19 в. значительные произведения драматургии, реалистические традиции отстаивал «Театр Комедии» (основан в 1849), руководимый режиссёром и актёром Э. Марио. В этом театре работал видный актёр Р. Кальво, исполнитель ролей в пьесах Кальдерона, Тирсо де Молины.

  С начала 20 в. театр, всё более подчиняясь вкусам буржуазного обывателя, переживал упадок; на сцене господствовали «малые жанры», развлекательные пьесы и мелодрамы, а затем — модернистская драматургия. В театре «Эслава» Г. Мартинес Сьерра (в 1917—25) пытался утвердить символистскую драматургию. Однако в те же годы выдающиеся актёры М. Герреро и Ф. Диас де Мендоса в театре «Эспаньоль» пропагандировали пьесы драматургов 16—17 вв. и современных передовых авторов.

Сцена из спектакля «Дон Хуан Тенорио». Х. Соррильи-и-Мораля. Национальный театр им. М. Герреро. Мадрид. Испания.

Сцена из спектакля «Дон Хуан Тенорио». Х. Соррильи-и-Мораля. Национальный театр им. М. Герреро. Мадрид.

  В годы Республики (после 1931) были предприняты попытки реформы театра И., его демократизации. Особую роль в этом сыграли передвижные театральные. труппы, руководимые выдающимся поэтом и драматургом Ф. Гарсиа Лоркой и драматургом А. Касоной, а также деятельность актрисы М. Ксиргу и трупп Л. Мембривес, Х. Диас де Артигаса. В театральном клубе «Носотрос» ставились пьесы М. Горького, Б. Брехта и др.

  Во время Национально-революционной войны 1936—39 театры на республиканской территории, перешедшие в ведение государства, обновляли репертуар, включая классическую и передовую современную западноевропейскую и испанскую драматургию. На фронтах выступали передвижные профессиональные и самодеятельные труппы, ставившие пьесы Р. Альберти, М. Эрнандеса и др.

  После захвата власти франкистами все прогрессивные реформы в области театра, осуществленные республиканским правительством, были отменены. Театры вновь стали коммерческими предприятиями. На сцене большинства театров ставятся драматические и музыкальные спектакли преимущественно развлекательного характера. Лишь в 1950-х гг., несмотря на гнёт театральной цензуры, в театре «Эспаньоль», Национальном театре им. М. Герреро (ранее назывался «Принсеса»), в «Театре Комедии» в Мадриде, театре «Моратин» в Барселоне и некоторых других появились постановки классической испанской драматургии (например, «Нумансия» Сервантеса в театре «Эспаньоль», сезон 1967—68; «Селестина» в сценической редакции А. Касоны, театр «Бельяс Артес», Мадрид, сезон 1965—66, и др.). В репертуаре театров пьесы А. П. Чехова, М. Горького, Б. Брехта, Дж. Б. Пристли, А. Миллера, Ф. Гарсиа Лорки и современные испанские пьесы с острой социально-критической направленностью А. Буэро Вальехо, А. Састре, Л. Ольмо и др. Ещё более широко спектакли оппозиционного по отношению к франкизму характера ставятся на сценах любительских студенческих театров, многочисленных театральных клубов. Деятельность этих экспериментальных театров оказывает благотворное влияние и на профессиональный театр, воспитывая талантливых актёров и режиссёров. Театральным центром является Мадрид, где работает свыше 20 театров. Кадры актёров готовят специальные отделения Мадридской и Барселонской консерваторий, а также школа драматического искусства (Мадрид). Среди театральных деятелей: режиссеры Х. Л. Алонсо Мильянес, Х. Осуна, Х. Тамайо, Л. Эскобар, А. де ла Торре, К. Лука де Тена, актёры Р. Лусия, И. Гарсес, Э. Нориега, К. Лопес Аранда, М. Леаль, А. Марсильяк.

Cцена из спектакля «Нумансия» М. Сервантеса. Театр «Эспаньоль». 1968. Испания.

Cцена из спектакля «Нумансия» М. Сервантеса. Театр «Эспаньоль». 1968.

 

  Лит.: Узин В. С., Испанский театр, в кн.: История западноевропейского театра, под ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; Diaz de Escovar N. Y., Lasso de la Vega F. de P., Historia del teatro espanol, t. 1—2, Barcelona, [1924]; Saínz de Robles F. C., El teatro espanol. Historia у antología (Desde sus orígenes hasta el Sigio XIX), t. 1—7, Madrid, 1942—43; Valbuena Prat A., Historia del teatro espanol, Barcelona, [1956]; Aubrun Ch. V., Histoire du thíâtre espagnol, P., 1965; Alvaro F., El espectador у la critica, [t. 1—12], Valladolid — Madrid, [1959—1970].

  З. И. Плавскин.

I. Общие сведения
IV. Население
V. Исторический очерк
И. в древности (до середины 5 в. н. э.).
VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
XI. Наука и научные учреждения
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Танец
XVII. Драматический театр
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Эйрены (греч. eirenes), вожатые отрядов в государственных закрытых воспитательных заведениях (агеллах) в системе спартанского воспитания для мальчиков и юношей рабовладельческой аристократии (спартиатов).
Энтерокиназа, то же, что энтеропептидаза.
Ягма Джандаги Мирза Абульхасан (1782, деревня Хур в области Джандака, на юго-востоке Ирана, — 1860, там же), иранский поэт.
Автоклав (в технике) Автоклав (от авто... и латинского clavis — ключ), аппарат для проведения различных процессов при нагреве и под давлением выше атмосферного.
Акцептная форма расчётов, в СССР, а также в других социалистических странах одна из основных форм безналичных расчётов между хозяйственными организациями за отгруженные или отпущенные товаро-материальные ценности, оказанные услуги и выполненные работы.
Ан Гир (24.2.1907 — 13.12.1947), корейский политический и военный деятель.
Арахисовое масло, жирное масло, добываемое из плодов арахиса; выход 40—60% (по ядру); tзаст около —3°С, плотность 0,91 г/см3.
Аттар Фарид-ад-дин Мохаммед бен Ибрахим (родился около 1119 — год смерти неизвестен), персидско-таджикский поэт-мистик.
Бамбата, комплекс археологических культур в одноимённой пещере в Юж.
Белогорск (город в Крымской обл.) Белогорск (до 1944 — Карасубазар), город, центр Белогорского района Крымской области УССР, в 43 км к северо-востоку от Симферополя.
Биржа труда, учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы.
Бородин Александр Парфеньевич [28.9(10.10).1848, Петербург, — 26.
Буришки, буруши, вершики, народ, населяющий высокогорные районы Хунза и Нагар на крайнем С.
Василий (Basíleios), в Византии императоры:
Взрывные работы, работы в народном хозяйстве, выполняемые воздействием взрыва на естественные (горные породы, древесина, лёд) или искусственные (бетон, каменная и кирпичная кладка, металлы и др.