Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КАА
КАБ
КАВ
КАГ
КАД
КАЕ
КАЖ
КАЗ
КАИ
КАЙ
КАК
КАЛ
КАМ
КАН
КАО
КАП
КАР
КАС
КАТ
КАУ
КАФ
КАХ
КАЦ
КАЧ
КАШ
КАЩ
КАЭ
КАЮ
КАЯ

Кальдерон де ла Барка. Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо.

Кальдерон де ла Барка.

Кальдерон де ла Барка, Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо (Calderon de la Barca Henao de la Barreda у Riaňo) Педро (17.1.1600, Мадрид, — 25.5.1681, там же), испанский драматург. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Изучал гражданское и каноническое право в университетах Алькала-де-Энарес и Саламанкском. К 1619—23 относятся первые литературные опыты К. де ла Б., с 1625 он полностью посвятил себя литературе. В 1651 принял сан священника, был тесно связан с двором Филиппа IV. В ранний период творчества (примерно до середины 20-х гг.) К. дела Б. под влиянием Лопе де Вега Карпьо написал «комедии плаща и шпаги»: «Любовь, честь и власть» (1623, изд. 1637), «Игра любви и случая» (1625, изд. 1636) и др., национально-патриотическую драму «Осада Бреды» (1625, изд. 1636). Творчеству К. де ла Б. приблизительно до середины 30-х гг. свойственно стремление к широким обобщениям, постановка философских и этических проблем, одновременная разработка нескольких тем в одной пьесе: «Стойкий принц» (1628—29, изд. 1636), морально-философская драма «Жизнь есть сон» (1631—32, изд. 1636), «Сам у себя под стражей» (1636, изд. 1650) и др. В «драмах чести» («Врач своей чести», 1635, изд. 1637, и др.) К. де ла Б. тяготел к углублённому анализу, раскрывая какую-либо ведущую черту в характере героя. В драме «Саламейский алькальд» (1640—45, изд. 1651) чувство чести выведено за пределы исключительно дворянской добродетели, дано яркое изображение царившего в Испании беззакония. Социальные мотивы характерны и для др. его пьес. В последний период творчества К. де ла Б. сочинял пьесы с музыкой, пением, балетными номерами для придворных праздников. Писал религиозные драмы — «Поклонение кресту» (1639—32, изд. 1636), «Чистилище святого Патрика» (1634, изд. 1636), а также ауто; философские, на мифологические сюжеты с теологическим их истолкованием, на темы Ветхого завета, на легендарные и исторические сюжеты, вдохновленные притчами из Евангелия.

  Большинство пьес К. де ла Б. тяготеет к так называемой высокой комедии; для них характерны следующие черты: выбор героев только из дворянской среды, строгое соблюдение героями кодекса дворянской чести, обнажённая моральная основа, изощрённая стихотворная техника и изысканный язык. Унаследовав традиции испанской ренессансной литературы, К. де ла Б. вместе с тем выразил разочарование в гуманизме Возрождения. К. де ла Б. в самой природе человека видит источник зла и жестокости, а единственным средством примирения с жизнью — христианскую веру с её требованием обуздания гордыни. В творчестве писателя противоречиво сочетаются мотивы Возрождения и барокко.

  В России знакомство с драматургией К. де ла Б. относится ещё к началу 18 в. Его пьесы на рус. сцене шли со 2-й половины 19 в. Интерес представляли постановки: «Поклонение кресту» (1910) и «Стойкий принц» (1915) Вс. Мейерхольда, а также «Жизнь есть сон» (1914) А. Я. Таирова. Комедии К. де ла Б. ставятся многих сов. театрами.

 

  Соч.: Obras completas, v. 1—3, Madrid, 1959; в рус. пер. — Соч., пер. и вступ. ст.. К. Д. Бальмонта, в. 1—3, М., 1900—12; Пьесы, предисл. Н. Б. Томашевского,. т. 1-2, М., 1961.

  Лит.: Меринг Ф., Судья из Заламеи, в его кн.; Литературно-критические работы, т. 1, М. — Л., 1934; История западноевропейского театра, т. 1, М., 1956; Балашов. Н. И., Славянская тематика у Кальдерона и проблема Ренессанс-Барокко в испанской литературе, «Изв. АН СССР. Серия литературы и языка», 1967, т. 26, в. 3; его же, Религиозно-философская драма Кальдерона и идейные основы барокко в Испании, в сборнике: XVII век в мировом литературном развитии, М., 1969; Frutos Cortés Е., Calderon, Barselona, 1949; Shergold N. D., Varey J. Е., Los autos sacramentales en Madrid en la época de Calderón, 1637—1681, Estudio у documentos, Madrid, [1961]; Valbuena Briones A.. Perspectiva critica de los dramas de Calderon, Madrid, [1965]; Karczewska-Markiewicz Z., Calderón de la Barca, Warsz., 1970. Портрет см. на стр. 232.

  Н. Б. Томашевский.

Так же Вы можете узнать о...


Озокерит (нем. Ozokerit, от греч. ozō — пахну и keros — воск), горный воск, минерал из группы нафтидов (битумов), напоминающий по внешнему виду пчелиный воск (в больших массах — горная порода этого же названия).
Орудия труда, главная часть средств производства.
Памфлет (англ. pamphlet), публицистическое произведение, непосредственная цель и пафос которого — конкретное, гражданское, преимущественно социально-политическое обличение; обычно небольшое по объёму.
Пентозофосфатный цикл, пентозный путь, гексозомонофосфатный шунт, протекающий в живых клетках сложный ферментативный процесс прямого аэробного окисления фосфорилированной глюкозы до CO2 и H2O, сопровождающийся накоплением важного кофермента — восстановленного никотинамидадениндинуклеотидфосфата (НАДФ×Н).
Пинск, город областного подчинения, центр ого района Брестской области БССР.
Подшипник скольжения, опора пли направляющая механизма или машины, в которой трение происходит при скольжении сопряжённых поверхностей.
Посадас (Posadas), город на северо-востоке Аргентины, административный центр провинции Мисьонес.
Проданович Яша Проданович (Продановић) Яша (23.4.1867, Чачак, — 1.
Пчелиная семья, семья, состоящая из нескольких тысяч рабочих пчёл, матки, а в летнее время — также и трутней (от сотен до тысяч) (см.
Рацемические соединения, рацематы, оптически неактивные комплексы эквимолярных количеств антиподов оптических.
Рис Фридьеш Рис (Riesz) Фридьеш (22.1.1880, Дьёр, — 28.2.
Рыбачий, посёлок городского типа в Зеленоградском районе Калининградской области РСФСР.
Сарафан (тюрк., от перс. серапа — почётная одежда), русская национальная женская одежда — платье, обычно безрукавное, надеваемое поверх рубахи.
Сельская телефонная связь, обеспечивает телефонные переговоры абонентов сельской местности.
Синдхи, народ, составляющий основную часть населения исторической области Синд в Пакистане; живут также в Индии.