Подшипник скольжения

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
качественные подшипники цены на сайте samip.ru

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПОА
ПОБ
ПОВ
ПОГ
ПОД
ПОЕ
ПОЖ
ПОЗ
ПОИ
ПОЙ
ПОК
ПОЛ
ПОМ
ПОН
ПОО
ПОП
ПОР
ПОС
ПОТ
ПОУ
ПОХ
ПОЦ
ПОЧ
ПОШ
ПОЭ
ПОЯ

Подшипник скольжения, опора пли направляющая механизма или машины, в которой трение происходит при скольжении сопряжённых поверхностей. По направлению восприятия нагрузки различают радиальные и осевые (упорные) Подшипник скольжения В зависимости от режима смазки Подшипник скольжения делятся на гидродинамические и гидростатические, газодинамические и газостатические (роль смазки выполняет воздух или нейтральный газ), с твёрдой смазкой. Существует множество конструктивных типов Подшипник скольжения: самоустанавливающиеся, сегментные, самосмазывающиеся и др.

  Радиальные Подшипник скольжения обычно выполняются в виде втулки, двух или более вкладышей, полностью или частично охватывающих вал. Такие Подшипник скольжения работают главным образом в режиме жидкостного или полужидкостного трения. Смазка подводится через отверстия во вкладышах (рис. 1, а), кольцевые или местные винтовые канавки и карманы, находящиеся в зоне разъёма (рис. 1, б). Радиальные Подшипник скольжения применяются в буксовых узлах вагонов, в опорах двигателей внутреннего сгорания, турбогенераторов и др. Подшипник скольжения тяжело нагруженных опор (например, валков прокатных станов) имеют диаметры от 140 до 1200 мм, относительный зазор, т. е. отношение разности диаметров отверстия втулки и шейки вала к диаметру отверстия втулки (см. рис. 1, а) , принимается равным 0,0003—0,002, а отношение  равным 0,6—0,9. При этих условиях обеспечивается работа в диапазонах относительных скоростей скольжения от 0,2 до 60 м/сек и удельных давлений 5—25 Мн/м2 (50—250 кгс/см2). В форсированных двигателях внутреннего сгорания удельные давления на Подшипник скольжения могут достигать 30—35 Мн/м2 (300—350 кгс/см2). Высокоскоростные Подшипник скольжения жидкостного трения выполняются с жёсткими вкладышами (рис. 2, а, б, в) или самоустанавливающимися в виде качающихся (рис. 2, г), свободных (рис. 2, д) и кольцеобразных «плавающих» (рис. 2, е) вкладышей.

Рис. 1. Схемы узла с радиальным подшипником скольжения: а — с подводом смазки через отверстие во вкладыше; б — разрез подшипникового узла с масляными карманами; в — с вкладышем частичного охвата; 1 — вал; 2 — втулка (вкладыш); 3 и 4 — отверстия для подачи смазки; 5 — масляные карманы; 6 — вкладыш с углом охвата <span style='font-family:Symbol'>a</span>; F — радиальная нагрузка; L — ширина вкладыша; D — внутренний диаметр вкладыша; d — диаметр шейки вала. Подшипник скольжения.

Рис. 1. Схемы узла с радиальным подшипником скольжения: а — с подводом смазки через отверстие во вкладыше; б — разрез подшипникового узла с масляными карманами; в — с вкладышем частичного охвата; 1 — вал; 2 — втулка (вкладыш); 3 и 4 — отверстия для подачи смазки; 5 — масляные карманы; 6 — вкладыш с углом охвата a; F — радиальная нагрузка; L — ширина вкладыша; D — внутренний диаметр вкладыша; d — диаметр шейки вала.

Рис. 2. Схемы радиальных подшипников скольжения высокоскоростных роторов: а — эллиптический; а, б — с жёсткими секторами; в — из смешанных секторов; г — из секторов, образованных качающимися вкладышами; д — из свободных вкладышей; е — с «плавающим» вкладышем; 1 — место подвода смазки; 2 — сектор; 3 — кольцеобразный «плавающий» вкладыш. Подшипник скольжения.

Рис. 2. Схемы радиальных подшипников скольжения высокоскоростных роторов: а — эллиптический; а, б — с жёсткими секторами; в — из смешанных секторов; г — из секторов, образованных качающимися вкладышами; д — из свободных вкладышей; е — с «плавающим» вкладышем; 1 — место подвода смазки; 2 — сектор; 3 — кольцеобразный «плавающий» вкладыш.

  Осевыми Подшипник скольжения являются простые подпятники, сегментные упорные подшипники (рис. 3); по характеру работы к ним относят также торцовые уплотнения, ползуны и крейцкопфы. Сегментный упорный Подшипник скольжения состоит из неподвижных или качающихся опорных подушек, образованных набором секторов, и упорного диска или кольца на вращающемся валу. Подушки имеют небольшой наклон к плоскости упорного диска. Способность самоустанавливаться обеспечивается пружинами, качающимися опорами, гидравлической системой или упругим деформированием. Упорные Подшипник скольжения широко используются в опорах турбои гидрогенераторов. В Подшипник скольжения крупных гидрогенераторов диаметр диска может достигать 4,5 м и нести нагрузку до 4000 тс.

Рис. 3. Схема осевого подшипника скольжения: 1 — подушка; 2 — упорный диск; 3 — вал; F — осевая сила. Подшипник скольжения.

Рис. 3. Схема осевого подшипника скольжения: 1 — подушка; 2 — упорный диск; 3 — вал; F — осевая сила.

Гидрои газодинамические подшипники работают в режиме, при котором поверхности трения разделяются слоем жидкости или газа в результате действия давления, возникающего в вязком смазочном слое вследствие относительного движения поверхностей. В гидрои газостатическом Подшипник скольжения полное разделение поверхностей трения деталей, находящихся в относительном движении или покое, осуществляется смазочным материалом, поступающим под внешним давлением в зазор между поверхностями. Существуют также Подшипник скольжения, называемые гидростатодинамическими, которые часть времени, например при пуске, работают как гидростатические, а в основном режиме — как гидродинамические.

  Расчёт Подшипник скольжения, работающих в режиме разделения поверхностей трения смазочным слоем, производится на основе гидродинамической теории смазки. При расчёте определяются минимальная толщина смазочного слоя (обычно измеряемая в мкм), давление в смазочном слое, температура и расход смазочных материалов. Изготовляют Подшипник скольжения из металлических и неметаллических подшипниковых антифрикционных материалов.

 

  Лит.: Дьячков А. К., Подшипники скольжения жидкостного трения, М., 1955; Коровчинский М. В., Теоретические основы работы подшипников скольжения, М., 1959; Чернавский С. А., Подшипники скольжения, М., 1963; Подшипники скольжения, Бухарест, 1964; Гидродинамические опоры прокатных валков, М., 1968; Снеговский Ф. П., Опоры скольжения тяжёлых машин, М., 1969; Токарь И. Я., Проектирование и расчёт опор трения, М., 1971.

  Н. А. Буше, С. М. Захаров.

Так же Вы можете узнать о...


Нанак (15.4.1469, Талванди, округ Шекхупура, Пенджаб, — 22.
Павел Юлий (Julius Paulus) (гг. рождения и смерти неизвестны), римский юрист 3 в.
Правоотношение, урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого (лица или организации) выступают как носители юридических прав и обязанностей (см.
Рухлово, прежнее (до 1938) название г. Сковородино в Амурской области РСФСР.
Сомон, с 1924 название административно-территориальной единицы в МНР, входящей в состав аймаков.
Тиритака (греч. Tyritake), город Боспорского государства, находившийся, по древнегреческим источникам, к Ю.
Фонд возмещения, часть совокупного общественного продукта, идущая на возмещение потребленных средств производства (подробнее см.
Шайшунага, династия правителей древнего индийского государства Магадха (около 430—364 до н.
Авентин (немецкий историк) Авентин (Aventinus) [настоящее имя Иоганн Турмайр (Turmayr)] (4.
Баденский мир 1714, один из мирных договоров, окончивших войну за Испанское наследство, заключён 7 сентября в швейцарском г.
Бык (в сооружениях) Бык в сооружениях, промежуточная опора мостов и водосливных гидротехнических сооружений (плотин, водосбросов, водозаборов и др.
Гарда (Garda), озеро на С. Италии, у подножия Альп; южной часть — на Ломбардской низменности.
Дейдвуд (англ. deadwood), подводная часть носового и кормового заострений судна в местах сопряжения киля с форштевнем и ахтерштевнем.