Кассирер ЭрнстБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Кассирер (Cassirer) Эрнст (28.7.1874, Бреславль, ныне Вроцлав, — 13.4.1945, Принстон, Нью-Йорк), немецкий философ-идеалист, представитель Марбургской школы, неокантианства. Профессор (1919—33) и ректор (1930—33) Гамбургского университета. С 1933 Кассирер Эрнст был в эмиграции: в Оксфорде (Великобритания), в 1935—41 в Гётеборге (Швеция), с 1941 в США. В начале своей деятельности занимался философскими проблемами естествознания, разработал теорию понятий, или «функций»; после 1920 создаёт оригинальную философию культуры. Вслед за Г. Когеном и П. Наторпом Кассирер Эрнст устраняет из кантовской системы понятие «вещи в себе» как одного из двух (наряду с субъектом познания) факторов, созидающих мир «опыта»; материал для построения «опыта» («многообразие») создаётся у Кассирер Эрнст самой мыслью. Соответственно пространство и время перестают быть созерцаниями (как у Канта) и превращаются в понятия. Вместо кантовских двух миров, по Кассирер Эрнст, существует единый мир — «мир культуры», идеи разума из регулятивных становятся, как и категории, конститутивными, т. е. созидающими мир принципами. Кассирер Эрнст называет их «символическими функциями», поскольку они представляют высшие ценности, связанные с «божественным» в человеке. Разнообразные сферы культуры, называемые Кассирер Эрнст «символическими формами» (язык, миф, религия, искусство, наука), рассматриваются им как самостоятельные, не сводимые друг к другу образования. Философия культуры Кассирер Эрнст определяет и идеалистическое понимание им человека как «животного, созидающего символы». Автор ряда историко-философских работ о Г. Лейбнице, И. Канте, Р. Декарте, философии Возрождения, Просвещения и др. Идеи Кассирер Эрнст, прежде всего его учение о «символических формах», оказали определяющее влияние на исследования по истории культуры так называемой варбургской школы.
Соч.: Das Erkenntnisproblem in der Philosophic und Wissenschaft der neueren Zeit, Bd 1—4, В., 1906—57; Freiheit und Form, В., 1916; Philosophic der symbolischen Formen, Bd 1—3, В., 1923—29; An essay on man, New Haven — L., [1945]; The myth of the state, L., 1946; Zur modernen Physlk, Oxf.,1957; в рус. пер. — Познание и действительность, СПБ, 1912; Теория относительности Эйнштейна, П., 1922.
Лит.: Buezyńska Н., Cassirer, Warsz., 1963; E. Cassirer, hrsg. von P. A. Schilpp, B., 1966 (библ.). А. А. Кравченко. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|