Коген ГерманБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Коген (Cohen) Герман [4.7.1842, Косвиг (Анхальт), — 4.4.1918, Берлин], немецкий философ-идеалист, глава марбургской школы неокантианства. Профессор в Марбурге (1876—1912) и Берлине (с 1912). Устраняя кантовское понимание «вещи в себе» и связанное с ним различие чувственности и рассудка, Коген Герман превращает тем самым центральную для «Критики чистого разума» Канта проблему трансцендентального синтеза в чисто логическую. Опираясь на кантовское учение о регулятивных идеях разума, Коген Герман истолковывает «вещь в себе» не как существующую вне и независимо от познания, а как целенаправленную идею мышления. Это истолкование Канта у Коген Герман было охарактеризовано В. И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм» как критика Канта справа. Мышление у Коген Герман, в отличие от Канта, порождает не только форму, но и содержание познания. Наиболее наглядной моделью порождения знания мышлением является, по Коген Герман, математика, особенно теория бесконечно малых. Подобно тому, как математика выступает у Коген Герман в качестве фундамента естественных наук, так учение о праве — в качестве основы наук о духе. Сохраняя характерный для Канта приоритет практического разума по отношению к теоретическому, Коген Герман утверждает примат этики над наукой в логическом отношении, поскольку понятия у Коген Герман конструируются по телеологическому принципу, который выявлен в наиболее чистом виде именно в этике. Этику Коген Герман рассматривает как логику воли. Религии, следуя Канту, он даёт моральное толкование, будучи при этом приверженцем иудаизма. Теоретическое познание и право, наука и правовое (либеральное) государство составляют, по Коген Герман, фундамент культуры и условие свободы человеческой личности, важнейшей цели исторического развития. Социально-политические воззрения Коген Герман выражали позиции либеральной буржуазии. Его теория этического социализма способствовала распространению ревизионизма в немецкой социал-демократии.
Соч.: Kants Begründung der Ästhetik, В., 1889; Kants Begründung der Ethik, 2 Aufi., B., 1910; System der Philosophic, Tl 1—3, и., 1922—23; Kants Theorie der Erfahrung, 4 Aufl., B., 1925.
Лит.: Яковенко Б., О теоретической философии Г. Когена, «Логос», 1910, кн. 1; Бакрадзе Коген Герман С., Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии, Тб., 1960; Natorp P., Hermann Cohen als Mensch, Lehrer und Forscher, Marburg, 1918; Kinkel W., Н. Cohen. Einführung in sein Werk, Stuttg., 1924. П. П. Гайденко. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|