Касты

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КАА
КАБ
КАВ
КАГ
КАД
КАЕ
КАЖ
КАЗ
КАИ
КАЙ
КАК
КАЛ
КАМ
КАН
КАО
КАП
КАР
КАС
КАТ
КАУ
КАФ
КАХ
КАЦ
КАЧ
КАШ
КАЩ
КАЭ
КАЮ
КАЯ

Касты (португ. casta — род, поколение, происхождение; санскритский эквивалент — джати), эндогамные (см. Эндогамия) наследственные группы людей, занимающие определённое место в социальной иерархии, связанные с традиционными занятиями и ограниченные в общении друг с другом. В той или иной форме признаки кастового деления имелись в общественном строе многих древних и средневековых государств (привилегированные Касты жрецов в Древнем Египте, Древнем Иране, сословие самураев в Японии и т.д.), но только в Индии кастовая организация превратилась во всеобъемлющую социальную систему. Здесь она возникла в древнем и раннесредневековом обществе первоначально в рамках четырёх сословийварн — в процессе складывания этнических общностей из родоплеменных групп и формирования феодальной сословно-классовой структуры. Образование новых Касты (главным образом ремесленных и торговых) было связано с дальнейшим общественным разделением труда. «... Примитивная форма, в которой осуществляется разделение труда у индусов и египтян, порождает кастовый строй в государстве и в религии этих народов...» — отмечали Касты Маркс и Ф. Энгельс (Соч., 2 изд., т. 3, с. 38). Система Касты — важный составной элемент всей религиозной системы индуизма. Индуизм способствовал развитию универсальности кастовой организации: раз возникнув, Касты вбирала в себя любую группу — сословную, профессиональную, этническую или религиозную. Поэтому наряду с основной массой Касты, выражавших сословно-классовое и профессиональное деление индийского феодального общества, возникли К, на основе религиозных сект (госаин, йоги, лингаяты) и ассимилированных крупными этническими общностями племён. Индусы рассматривают всех неиндусов как «вне-кастовых», но группы иноверцев, живущие в индусском окружении (христиане, сикхи, мусульмане и др.), обретают фактически статус Касты Остатки системы Касты сохраняются также внутри христианской, сикхской и особенно мусульманской общины в Индии: в них осталось деление на иерархически расположенные эндогамные группы.

  В пределах расселения каждой индийской народности Касты образуют иерархическую структуру. Верхний слой кастовой иерархии уже в раннесредневековом обществе составляли брахманские и военно-земледельческие Касты (так называемых Дважды рождённых), из которых формировался класс феодалов и которые образовывали слой полноправных общинников (раджпуты, кунби, наяры, редди, веллала, джаты и др.). Высокое место в иерархии занимали также городские торгово-ростовщические Касты (банья, четти и др.). Ниже стояли Касты арендаторов и ремесленников некоторых специальностей (ткачей, ювелиров, горшечников, плотников, кузнецов и др.). Самые низшие ступени сословно-кастовой иерархии занимали Касты, члены которых не обладали правами общинного владения и пользования землёй. Большинство их составляло слой полурабов-полукрепостных, эксплуатировавшихся феодальной верхушкой общины. К этой группе относились Касты, выполнявшие, согласно индуистской традиции, нечистые работы (метельщики, кожевники, прачки и др.). На эти К, распространились наиболее многочисленные социально-бытовые ограничения, контакт с ними считался оскверняющим для лиц более высоких Касты Поэтому они получили название «неприкасаемых» (на хинди — «ачхут»).

  В новое и новейшее время «неприкасаемые» стали одним из главных источников формирования с.-х.. пролетариата Индии, образуя внутри него слой кабальных батраков, в эксплуатации которых ещё сильны пережитки докапиталистических отношений.

  Касты функционируют в определенных территориальных границах (деревни, группы деревень, городского квартала, всего города). Во главе Касты стоят советы — панчаяты, которые контролируют экономическую и общественную деятельность членов Касты, следят за выполнением кастовых правил, отправляют правосудие. В традиционном индийском обществе, представлявшем собой систему общин, основанных на кастовой иерархии, принадлежность к той или иной Касты в принципе гарантировала соответствующие условия существования, но в то же время предрекала навечно полученный по рождению образ жизни. На протяжении большого периода социально-экономическое положение некоторых Касты изменялось и соответственно несколько изменялось их место в кастовой иерархии.

  Развитие капитализма привело к нарушению традиционных генетических связей членов Касты с определенной профессией и с постоянным районом расселения. Ограничения в общении между членами различных Касты ослабевают главным образом в городе, вне традиционного быта. Из признаков Касты наиболее стойкими оказались эндогамность и передача принадлежности к Касты по наследству.

  Касты оказали влияние на формирование классов в современном индийском обществе. Так, основная часть индийской буржуазии — выходцы из торгово-ростовщических Касты, основная часть верхних слоев крестьянства, а также чиновничества и интеллигенции — из военно-земледельческих и брахманских Касты В период английского колониального господства (середина 18 в. — 1947) английской власти проводили политику сохранения системы Касты, используя её для раскола национально-освободительного движения. Вождь индийского национально-освободительного движения М. Касты Ганди выступал против кастовой дискриминации, за единство всех Касты и религиозных общин в освободительной борьбе.

  По индийской конституции (1950) Касты равноправны, кастовая дискриминация запрещена законом (1955), проводятся специальные меры по улучшению экономического, социально-бытового положения «неприкасаемых» и «отсталых племён». Однако кастовые различия, прежде всего в деревне, всё ещё используются для усиления эксплуатации трудящихся, особенно принадлежащих к низшим Касты В наибольшей степени кастовые ограничения сохранились в Южной Индии. Касты используются в политической борьбе, поскольку политическая структура современной Индии своеобразно адаптировала Касты как наиболее универсальную в стране форму традиционной общественной организации. На выборах в местные и центральные законодательные органы все политические партии учитывают кастовый состав избирателей. В Индийской республике изменения в социально-экономическом положении Касты привели к острым кастовым конфликтам 1950—1960-х гг., выступлению ряда Касты за повышение их места в кастовой иерархии. В то же время усилились массовые выступления за ликвидацию «неприкасаемости». Коммунистическая партия Индии и др. прогрессивные силы борются за фактическое равенство Касты, против кастовой дискриминации.

 

  Лит.: Касты в Индии, М., 1965; Кудрявцев М. Касты, Община и каста в Хиндустане, М., 1971; Senart Е., Les castes dans l'Inde, P., 1927; Hutton J. H., Caste in India, 3 ed., L., 1961; Ghurye G. S., Caste, class and occupation, 4 ed., Bombay, 1961; Karve I., Hindu society — an interpretation, Poona, 1961; Srinivas M. N., Caste in modern India, Bombay, 1962; Dumont L., Homo hierarchicus, P., 1966.

  Г. Г. Котовский.

Так же Вы можете узнать о...


Двухпалатная система, в государственном праве система построения законодательного органа, при которой он состоит из двух частей (палат).
Джерсейская порода крупного рогатого скота, порода молочного направления, выведена в Англии (остров Джерси, Jersey) путём улучшения местного нормандского и британского скота и отбора его по жирномолочности.
Долговечность, свойство изделия сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонтов.
Евреинов Иван Михайлович (г. рождения неизвестен — умер 1724), русский геодезист и путешественник.
Забитуй, посёлок городского типа в Аларском районе Усть-Ордынского Бурятского национального округа Иркутской области РСФСР.
Зибер Николай Иванович [10(22).3.1844, Судак, — 28.
Израильское царство (около 928—722 до н. э.), древнее государство в Северной Палестине.
Ирвенский пролив Ирбенский пролив, пролив, соединяющий Рижский залив с Балтийским морем.
Калахари (Kalahari), впадина в центральной части Южной Африки, совпадающая с одноимённой синеклизой Африканской платформы.
Карбонаты, соли угольной кислоты H2CO3.
Кеведо-и-Вильегас Франсиско Кеведо-и-Вильегас (Quevedo у Villegas) Франсиско (26.
Классика (от лат. classicus — образцовый). Первоначально «классик» — относящийся к первому разряду, «классу», высшей из пяти цензовых категорий, на которые, по преданию, были разделены граждане Древнего Рима.