Кинотехника

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КИА
КИБ
КИВ
КИГ
КИД
КИЕ
КИЖ
КИЗ
КИИ
КИЙ
КИК
КИЛ
КИМ
КИН
КИО
КИП
КИР
КИС
КИТ
КИУ
КИФ
КИЦ
КИЧ
КИШ
КИЯ

Кинотехника, отрасль техники, образовавшаяся в результате развития производства, размножения и демонстрирования кинофильмов. Для этого Кинотехника использует фотографию, оптику, механику, светотехнику, электронику и многое другое. Кинотехника широко используется в художественной игровой и документальной кинематографии, для научного исследования, сохранения информации, обучения, инструктажа и любительских целей.

  Основной кинотехнический процесспередача движения или изменения состояния объектов — заключается в образовании на киноплёнке изображений последовательных фаз движения или состояния объектов съёмок и воспроизведении этих фаз с определённой скоростью оптическим путём на кинопроекционном экране. Получение движущегося изображения состоит из отдельных последовательных процессов киносъёмки, фотографической обработки киноплёнки и кинопроекции. Эти процессы дополняются процессом звукопередачи, состоящим из звукозаписи и последующего воспроизведения звука в соответствии с изображением на экране. Кинотехника является технической базой киноискусства. Выразительные возможности последнего в значительной мере зависят от использования Кинотехника В свою очередь, требования киноискусства стимулируют развитие Кинотехника

  С момента изобретения кинематографа (1895) его основными техническими средствами являются: киносъёмочный аппарат, кинопроекционный аппарат и киноплёнка. В процессе развития кинематографии были созданы проявочные машины для химико-фотографической обработки киноплёнки, кинокопировальные аппараты для печати фильмокопий, аппаратура для освещения при киносъёмке и др. Первые аппараты для киносъёмки и кинопроекции изготовляли сами изобретатели кинематографа (в своих небольших мастерских). Во Франции Ш. Пате и Л. Гомон в 1897 организовали промышленный выпуск нескольких усовершенствованных киносъемочных аппаратов и кинопроекторов. Они же выпустили и первые  кинокопировальные аппараты. Кинопленку для съемки и печати фильмокопий в первые годы существования кинематографии выпускали фабрики «Люмьер» (Франция) и «Истмен Кодак» (США). Несмотря на быстрый количественный рост производства «немых» кинофильмов и сети кинотеатров в 1-е десятилетие 20 в., Кинотехника развивалась медленно. Из-за патентной борьбы и монополизации кинопромышленности задерживалось совершенствование аппаратуры. Возникновение киноискусства, повысившего требования к техническим средствам кинематографии, способствовало созданию новых типов киноаппаратуры. В 1908 французская фирма «А. Дебри» начала выпуск киносъёмочных аппаратов «Парво» с внутренними кассетами и сквозной наводкой изображения на резкость.

  Новый этап развития техники «немого» кино начался в 1918. В это время появились новые усовершенствованные модели киносъемочных аппаратов с механизмом автоматического наплыва, контргрейфером и пульсирующей рамкой, а также различные аппараты для микросъёмки и скоростной киносъёмки, для съёмки хирургических операций и др. Были разработаны автоматические аппараты для ручной киносъёмки — «Кинамо» (1921—24), «Аймо» (1924) и т.д. Началось изготовление аппаратуры для съёмки и проекции фильмов на 16-мм киноплёнке. В России производство кинопроекторов организовали инженер П. В. Сосновский (1914) и Кинотехника Николаев (1915). После Великой Октябрьской социалистической революции в результате национализации кинопромышленности началось быстрое развитие Кинотехника В 1919 появились кинопроекторы «Русь», затем кинопередвижки ГОЗ и стационарные кинопроекторы ТОМП-З и ТОМП-4 (1923—24). К 30-м гг. было развёрнуто промышленное производство киноплёнок, киносъёмочных, кинокопировальных и кинопроекционных аппаратов, проявочных машин, осветительной аппаратуры для киносъёмок и аппаратуры для монтажа кинофильмов.

  После изобретения кинематографа и создания крупного производства «немых» кинофильмов важнейшими этапами развития Кинотехника были: появление звукового кино, цветного и стереоскопического кино, широкоэкранного, панорамного и широкоформатного кино со стереофоническим воспроизведением звука, возникновение кругового панорамного, куполорамного, полиэкранного и вариоскопического кино. Для каждого из этих этапов характерно применение новых аппаратов, приборов, материалов и методов, а также — реконструкция или замена существующих технических средств. Звуковое кино, расширившее выразительные свойства кинематографа, возникло почти одновременно в СССР, США и странах Западной Европы. В 50-х гг. в Кинотехника начинают получать распространение запись звука на магнитной ленте и стереофоническая звукозапись. В основу получивших широкое применение систем цветного кино был положен метод получения трёхцветного изображения на многослойной киноплёнке [«Агфа-Колор» (фирма «Агфа», Германия, 1941), «Истмен-Колор» (фирма «Кодак», США, 1950)]. Советская система цветного кино (1945—47) также основана на использовании многослойной киноплёнки. Широкое применение, особенно в США и Великобритании, получила система цветного кино «Техниколор», основанная на гидротипном методе печати цветных изображений (см. Гидротипия). Несколько отличный по технологии гидротипный метод применяется в СССР для печати цветных фильмокопий. Безочковое стереоскопическое кино, изобретённое П. Ивановым в 1935, было основано на использовании растрового кинопроекционного экрана. Первый стереокинотеатр, оборудованный таким растровым экраном, был открыт в Москве в 1941. В ограниченных масштабах с 1939 в разных странах применяются системы стереоскопического кино с использованием очков поляроидных. Успешное развитие технических средств кинематографа позволило, начиная с 50-х гг. создавать новые его виды с более значительными изобразительными возможностями, используя широкие экраны (с большими угловыми размерами по горизонтали). Стали распространяться системы панорамного кино с использованием трёх 35-мм киноплёнок «Синерама» (1952—57), системы широкоэкранного кино («Синемаскоп» и др.) с использованием киноплёнки шириной 35 мм и анаморфотной оптики (1953—56), широкоформатного кино с использованием киноплёнок шириной 65—70 мм (1956—59). Иногда применяются также системы широкоэкранного кино по методу кашетированного кадра (верхняя и нижняя части кадра на фильмокопии шириной 35 мм не используются), при котором изображение, спроецированное короткофокусным объективом на экран, имеет несколько большую ширину, чем в обычном кино (например, соотношение сторон кадра 1: 1,75 или 1:1,85 вместо обычного 1:1,37). В СССР в 50-х гг. были разработаны и получили применение: советская система панорамного кино на трёх 35-мм киноплёнках — «Кинопанорама»; широкоэкранное кино с использованием анаморфотной оптики; широкоформатное кино с использованием 70-мм киноплёнки с шестиканальным стереозвуком; стереоскопическое кино по системе «Стерео-70», в которой 2 изображения (одно — для левого глаза, другое — для правого) с обычным соотношением сторон (1:1,37) располагаются рядом на 70-мм киноплёнке и имеют 5 перфораций на каждый кадр; вариоскопическое кино на 70-мм киноплёнке с несколькими изображениями в одном кадре, имеющем 5 или 10 перфораций. Для демонстрирования видовых и информационных программ, обычно на выставках и в парках, нашли применение круговое панорамное кино и куполорама (США, 1955), полиэкран (Франция, 1956). В СССР также разработаны подобные системы: «Круговая кинопанорама» (1959) и система полиэкранного кино (1959), основанные на применении для киносъемки и кинопроекции одновременно несколько кинопленок и или несколько изображений в кадре одной кинопленки. Для Кинотехника, используемой в научных исследованиях характерно увеличение диапазона частоты киносъемки от многих часов на один кадр до сотен миллионов кинокадров в сек при сверхскоростной киносъёмке; непрерывное расширение диапазона оптических увеличений при киносъёмке (макро и микросъёмка), Эксплуатационные удобства и экономичность технических средств обеспечили развитие узкоплёночного кино на 16-мм киноплёнке. Оно применяется в основном в телевидении, в учебных и любительских целях.

  В 60-х гг. большое развитие и широкое использование для любительских и учебных целей получает узкоплёночное кино на 8-мм киноплёнке, в особенности так называемой система «Супер-8», в которой площадь кадра увеличена на 40% по сравнению с площадью обычного 8-мм кадра, Кинотехника непрерывно совершенствуется — улучшается качество изображения и звука, расширяются выразительные возможности кинопоказа, создаются более светочувствительные кинопленки, совершенствуется оборудование и технология процессов для перевода фильмов одного формата в другой методом оптической печати и контратипирования для обеспечения возможно более широкого показа фильмов, повышаются экономия, показатели. Кинотехнические процессы используются в телевидении (см. Кинотелевизионная техника).

 

  Лит.: Голдовский Е. М., Введение в кинотехнику, М., 1947; его же, Проблемы панорамного и широкоэкранного кинематографа, М., 1958; его же, Основы кинотехники, М., 1965 (библ.); Высоцкий М. 3., Большие киноэкраны и стереофония, М., 1966; Кинословарь, т. 1—2, М.,1966—70.

  М. З. Высоцкий.

Так же Вы можете узнать о...


Пыльнов Григорий Дмитриевич [15(28).9.1907, с.
Рекламация (от лат. reclamatio — громкое возражение, неодобрение), в гражданском праве претензия покупателя (заказчика), предъявляемая продавцу (поставщику, подрядчику) по поводу ненадлежащего качества вещи, требование об устранении недостатков, снижении цены, возмещении убытков.
Руно, шерсть, снятая с овцы в виде цельного пласта.
Саяно-Шушенская ГЭС, Саянская, крупнейшая ГЭС в СССР, строящаяся (1975) в долине р.
Сибилянты (от лат. sibilo — свищу), свистящие, переднеязычные щелевые (фрикативные) согласные (например, «с», «з»), при образовании которых воздушная струя проходит через узкую круглую щель, образуемую прижиманием краев передней части спинки языка к боковым зубам.
Сновидения, субъективно переживаемые психические явления, периодически возникающие во время естественного сна.
Срединная морена поверхностная морена располагающаяся в виде вала вдоль оси ледникового языка; образуется при слиянии боковых морен.
Судость, река в Брянской области РСФСР и Черниговской области УССР, правый приток р.
Твердофазные реакции (в аналитической химии), реакции между твёрдыми веществами, обнаруживаемые по появлению характерной окраски.
Толкунов Лев Николаевич (р. 22.1.1919, станица Букреевка Курской области), советский журналист, партийный и государственный деятель.
Турмалин (немецкое Turmalin, франц. tourmaline, от сингальского тормалли — сердолик), минерал, борсодержащий алюмосиликат сложного и переменного состава подкласса кольцевых силикатов.
Утеплённый грунт, простейшее сооружение защищенного грунта: паровые гряды и гребни, тёплые рассадники и др.
Флорес (море) Флорес (Flores), межостровное море Тихого океана, между островами Сулавеси на С.
Харлем, Гарлем (Haarlem), город в Нидерландах, близ Амстердама, входит в конурбацию Ранстад.
Цвиттер Фран Цвиттер (Zwitter) Фран (р. 24.10.1905, Бела-Церкев, Словения), югославский историк, академик Словенской АН и искусств (1947).
Чехословацкой Социалистической Республики - Федеративной Республики Германии договор 1973 Чехословацкой Социалистической Республики — Федеративной Республики Германии договор 1973, см.
Шишаки, посёлок городского типа, центр Шишацкого района Полтавской области УССР.
Элебаев Мукай (1905, аил Чон-Таш, ныне Тюпского района Иссык-Кульской области,— 1943), киргизский советский писатель.