Контактная электросваркаБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Контактная электросварка, способ сварки металлов, при котором детали нагреваются проходящим в месте контакта электрическим током и сдавливаются (осаживаются). В зависимости от метода нагрева различают Контактная электросварка сопротивлением и оплавлением. При Контактная электросварка сопротивлением соединение образуется в результате плавления, плотного сжатия деталей и кристаллизации металла в виде литого ядра. При Контактная электросварка оплавлением детали лишь соприкасаются, но благодаря большой плотности тока в местах контакта деталей металл быстро нагревается, превращается в жидкие перемычки, которые растекаются, образуя на поверхности тонкий слой жидкого металла. При осаживании находящийся в пластическом состоянии металл удаляется, сварное соединение образуется по всей плоскости касания. Схема контактной сварки: а — стыковой; б — точечной; в — шовной; 1 — свариваемое изделие; 2 — электроды; 3 — трансформатор; Р — усилие сжатия. Контактная электросварка осуществляют на контактных сварочных машинах. Сварочный трансформатор машины понижает напряжение сети до 1—15 в. Для сжатия деталей и подвода тока силой 1—200 ка служат электроды из сплавов меди. Мощность машин 0,5—500 ква. Усилие сжатия 0,01—100 кн (1—10000 кгс) создаётся пневмогидроприводом или рычажно-пружинным механизмом. Ток длительностью от 0,01 до 10 сек включается контакторами с электронным управлением. Выпускают стационарные, передвижные и подвесные контактные машины, универсальные и специализированные. По виду сварного соединения различают Контактная электросварка: точечную, рельефную (разновидность точечной), шовную (роликовую) и стыковую. Наиболее распространена точечная сварка (рис., б), позволяющая осуществлять до 600 соединений в 1 мин; применяется как для соединения тончайших деталей (до 0,02 мкм) электронных приборов, так и для сварки стальных конструкций из листов толщиной до 20 мм в автомобиле-, самолётои судостроении, в с.-х. машиностроении и др. отраслях. Рельефной сваркой соединяют детали по предварительно образованным на них выступам. Одновременно можно производить сварку в точках либо получать непрерывный шов по кольцевому рельефу. При шовной сварке образуется непрерывный плотный шов, в котором сварные точки частично перекрывают одна другую. Электродами служат ролики, вращаемые электроприводом, осуществляющие не только сжатие деталей, но и подвод тока и перемещение изделия. Шовную сварку применяют при изготовлении баков для бензина, труб, сосудов, работающих под давлением, и др. изделий. Стыковую сварку применяют для соединения проволок, стержней, полос, а также деталей из разнородных металлов; для соединения рельсов и газопроводных труб, колёс автомобилей и различных деталей сложного профиля из высокопрочных сталей и алюминиевых сплавов. Применение стыковой Контактная электросварка обеспечивает непрерывность многих процессов, например проката металла. Свариваемые сечения 10—100000 мм2. Контактная электросварка — высокопроизводительный, легко автоматизируемый процесс соединения металлов, эффективный в массовом и крупносерийном производстве.
Лит.: Хренов К. К., Сварка, резка и пайка металлов, 4 изд., М., 1973 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|