Куба (государство) XV. МузыкаБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XV. Музыка Народная кубинская музыка сформировалась на основе европейской, в первую очередь испанской, и африканской (музыка индейцев не сохранилась). Длительное взаимодействие этих музыкальных культур привело к возникновению афро-кубинской музыки, в которой испанские метры, мелодии сплавились с древними традициями исполнительской практики негров. Старинные песенно-танцевальные формы афро-кубинской музыки — сон, гуарача, конга, более поздние — дансон, румба. Афро-кубинская музыка доминирует в музыкальном фольклоре Куба (государство) и придаёт ему специфический колорит и характер — господство двухдольных метров, остросинкопированная ритмика, преобладание ударно-шумовых инструментов. Распространена также креольская (среди крестьян; основные формы — пунто, гуахира, криолья) и негритянская музыка (в религиозных африканских культах). В 16—18 вв. центрами развития профессиональной музыкальной культуры были церковные певческие школы. Расцвет церковной музыки относится ко 2-й половине 18 в. и связан с творчеством Э. Саласа-и-Кастро, последователями которого были Х. Парис и А. Рафелин. В конце 18 в. началась концертная и театрально-музыкальная жизнь; в Гаване было построено здание театра «Колисео» (в 1776; с 1803 название «Принсипаль»), где ставились оперы европейских, а позже тонадильи кубинских композиторов. В 1816 основана музыкальная академия «Санта-Сесилия», положившая начало подготовке национальных музыкальных кадров. В начале 19 в. формируется кубинская опера-буффа, связанная с народными музыкальными жанрами и национальной тематикой. Главные представители — Ф. Коваррубьяс, Х. А. Мильян, Б. Х. Креспо-и-Борбон, А. Медина. П. Карреньо, Р. Кабрера и особенно Х. Анкерман. В сер. 19 в. М. Саумель-и-Робредо, а затем И. Сервантес Каванаг заложили основы национальной композиторской школы. Среди композиторов 2-й половине 19 в. — Н. Руис-и-Эспадеро, Х. М. Хименес, Г. Вильяте, Л. Фуэнтес. В 1898 поставлена первая опера на национальный сюжет «Юмури» Э. Санчеса де Фуэнтеса. Опера «Невольница» Х. Маури Эстеве (постановка 1921) примечательна обращением к сюжету из жизни кубинских негров, использованием песенно-танцевальных жанров негритянского фольклора. Конец 19 — начало 20 вв.— период активизации музыкальной жизни, связанный с деятельностью ряда музыкальных обществ, Гаванской консерватории (основана в 1885), симфонического оркестра (основан в 1908) под руководством Г. Томаса. В 1920—30-х гг. формируется афро-кубинское направление в профессиональном композиторском творчестве, во главе которого стали А. Рольдан и А. Катурла. К 30-м гг. относится начало активной деятельности композитора, педагога, музыкально-общественного деятеля Х. Ардеволя. Созданный им учебный семинар «Группа музыкального обновления» (в 1943) сыграл важную роль в развитии музыки Куба (государство) Новый этап в истории кубинской музыкальной культуры связан с победой революции 1959. Были реорганизованы старые и созданы новые творческие коллективы, в том числе Национальный симфонический оркестр (при нём — камерный оркестр и струнный квартет), квартет им. А. Рольдана в Гаване, оркестры в главных городах провинций. В здании Национального театра Куба (государство) выступают фольклорные ансамбли, зарубежные оперные и балетные труппы. В 60 — начале 70-х гг. в творчестве композиторов преобладает тенденция к поискам, экспериментам. Плодотворно развивается жанр массовой песни, в области которого работают Куба (государство) Пуэбла, Э. Саборит, Т. Кастельянос и др. Известностью пользуется А. Д. Картая, создавший музыку и текст революционного «Гимна 26 июля». В числе известных исполнителей: дирижёры Э. Гонсалес Мантичи, М. Дучесне Кусан, пианисты С. Тьелес, Х. Г. Лабранья, С. Родригес Карденас, скрипач Э. Тьелес, контрабасист О. Урфе, певцы Р. Кальсадилья, И. Бургет. Издаётся журнал «Revista de musica» (с 1960).
Лит.: Алендер И., Музыкальная культура Кубы, в кн.: Куба. Историко-этнографические очерки, 2 изд., М., 1961; Карпентьер А., Музыка Кубы, [пер. с исп.], М., 1962; Пичугин П., Музыка, в кн.: Куба. 10 лет революции, М., 1968; Ardévol J., Música у Revolución, [La Habana, 1966]; его же, Introducción a Cuba: la música, La Habana, 1969. П. Ахундов. Куба (Cuba), Республика Куба (República de Cuba). Поднятие национального флага в Гаване в день провозглашения Кубинской республики. 20 мая 1902. Государственный герб. Куба. Флаг государственный. Куба. I. Общие сведения III. Природа Население. V. Исторический очерк. VI. Коммунистическая партия К. Союз молодых коммунистов К., профсоюзы и другие общественные организации VII. Экономико-географический очерк VIII. Вооружённые силы IX. Медико-географическая характеристика X. Народное образование XI. Наука и научные учреждения XII. Печать, радиовещание, телевидение XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Балет XVII. Драматический театр XVIII. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|