радиовещание, телевидение"> радиовещание, телевидение"> радиовещание, телевидение">
Куба (государство) XII. Печать, радиовещание, телевидениеБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XII. Печать, радиовещание, телевидение В 1973 выходило 50 периодических изданий общим тиражом около 2 млн. экземпляров, в том числе 9 ежедневных газет тиражом свыше 700 тыс. экземпляров. В Гаване издаются 2 газеты: «Гранма» («Granma»), с 1965, ежедневная, тираж 500 тыс. экземпляров, орган ЦК КПК, и «Хувентуд ребельде» («Juventud Rebelde»), с 1965, ежедневная молодёжная газета, тираж 170 тыс. экземпляров, орган Союза молодых коммунистов. Из 7 выходящих в стране провинциальных ежедневных газет, являющихся органами провинциального руководства КПК, наиболее крупные: «Аделанте» («Adelante»), с 1959, тираж 24 тыс. экземпляров, издаётся в Камагуэе (провинция Камагуэй); «Вангуардия» («Vanguardia»), с 1962, тираж 18 тыс. экземпляров, издание в Санта-Кларе (провинция Лас-Вильяс); «Сьерра-Маэстра» («Sierra Maestra»), с 1959, тираж 40 тыс. экземпляров, издание в Сантьяго-де-Куба (провинция Орьенте). В числе др. периодических изданий важнейшие: «Верде оливо» («Verde Olivo»), с 1959, еженедельный журнал, тираж 100 тыс. экземпляров, орган Революционных вооруженных сил Куба (государство); еженедельный литературный и общественно-политический иллюстрированный журнал «Боэмия» («Bohemia»), с 1908, тираж 200 тыс. экземпляров (оба издания в Гаване); «Куба» («Cuba») с 1962, ежемесячный иллюстрированный журнал, тираж 30 тыс. (издание в Гаване на испанском языке, в Москве на русском языке). Крепость Эль Морро в Гаване. 1589—1630, маяк — 1845. В Гаване находится латиноамериканское информационное агентство Пренса Латина (основано в 1959), снабжающее информацией прессу Куба (государство) и др. стран Латинской Америки. Радиовещание на Куба (государство) основано в 1914, телевидение — в 1950. В стране 41 радиостанция, крупнейшие: «Радио либерасьон», «Радио ребельде», «Радио прогресс», «Радио релох» и «Радио Гавана-Куба». Передачи на зарубежные страны ведутся на 8 языках (английский, французский, арабский и др.). Национальное телевидение насчитывает 19 телестанций. Радио и телевидение находятся в ведении Кубинского института радиовещания. М. А. Шлёнова. XIII. Литература Литература индейцев доколумбовой эпохи не сохранилась. Современная литература развивается на испанском языке. Первое из сохранившихся произведений — описательная поэма «Зерцало терпения» (1608) — создано выходцем из Испании С. Бальбоа. Начало книгопечатания на Куба (государство) (1707 или 1720), открытие в 1728 Гаванского университета, появление периодических изданий (с 1764) способствовали развитию литературы. В конце 18 в. под влиянием Великой французской революции и Войны за независимость в Северной Америке писатели Куба (государство), группировавшиеся вокруг созданного в 1793 Патриотического общества Гаваны (прозаик Б. П. Феррер, 1772-1851, поэты М. де Секейра-и-Аранго, 1760—1846, М. Х. де Рувалькава, 1769—1805, и др.) пропагандировали идеи просвещения. В 17—18 вв. развивалась также народная креольская и негритянская поэзия. Выдающуюся роль в литературе начала 19 в., складывавшейся под влиянием национально-освободительного движения против колониализма, сыграл революционный просветитель Ф. Варела-и-Моралес (1788—1853). Революционно-патриотический классицизм в лирике Х. М. Эредиа (1803—39) сочетается с чертами романтизма, формированию которого способствовала деятельность критика и поэта Д. Дельмонте-и-Апонте (1804—53). В его кружке объединились поэты-романтики Г. де ла Куба (государство) Вальдес (1809—44, псевдоним — Пласидо), Х. Ф. Мансано (1797—1854 или 1857), поэт и драматург Х. Х. Миланес (1814—63) и др. Патриотические мотивы звучат в ранних стихах Хертрудис Гомес де Авельянеды (1814—73). В романтизме, господствовавшем почти до конца 19 в., существовали разные школы: для писателей-«сибонеистов» идиллическое изображение быта индейцев сибонеев было формой протеста против порабощения Куба (государство) испанскими колонизаторами (Х. Форнарис, 1827—90, автор «Песен сибонея», 1855, и др.); поэты группы «Лютня изгнанника» (по названию сборника стихов, издан в 1858) М. ТеурбеТолон (1820—1858), Х, Куба (государство) Сенеа (1832—71) и др. утверждали патриотические и гражданские мотивы. Х. Л. Луасес (1826—67) обратился к изображению социальных конфликтов, Куба (государство) Наполес Фахардо (1829—62, псевдоним — Эль Кукаламбе) в сборнике стихов «Шум вод Ормиго» (1856) в поэтической форме изобразил жизнь народа. Революционно-патриотические стихи поэтов — участников войны 1868—78 против испанского ига были позднее собраны Х. Марти (1853—95) в книге «Поэты войны» (1893). Лирический поэт Р. М. Мендиве (1821—86) — автор революционных поэм («Ода Хуаресу» и др.); издававшийся им в 1853—57 журнал «Revista de la Habana» был центром революционно-романтической литературы. Романтическая проза представлена историческим романом «Матансас и Юмури» (1837) Р. де Пальмы (1812—1860), аболиционистским романом «Франсиско» (1839, изд. 1880) А. Суареса-и-Ромеро (1818—78), романом «Саб» (1841) Гомеса де Авельянеды. В недрах романтизма в связи с интересом писателей к национальному быту рождалась нравоописательная литература костумбризма, положившая начало реализму. С костумбризмом связано и творчество романиста С. Вильяверде (1812—94), его роман «Сесилия Вальдес, или Холм Ангела» (1882) направлен против рабства негров. Реалистическая проза представлена сатирическими романами Р. Месы (1861—1911), бытовыми романами Н. Эредиа (1852—1901) и др. Творчество публициста, критика и поэта Х. Марти, революционно-демократическое по содержанию, развивалось от романтизма к реализму: циклы «Свободные стихи» (1882, опубликован 1913), «Простые стихи» (1891) и др. Пессимистические стихи Х. дель Касаля (1863—93), болезненно воспринявшего поражение народа в войне 1868—78, положили начало т. н. модернизму, сочетавшему черты декаданса с тенденцией к созданию национального самобытного искусства. Под влиянием антииспанской войны 1895—98 появилась гражданская лирика (Б. Бирне, 1861—1936; Ф. Х. Пичардо, 1873—1941; Х. М. Поведа, 1888—1926, и др.). Разочарование в итогах антииспанской войны (оккупация Куба (государство) Соединёнными Штатами Америки) способствовало углублению кризисных явлений в творчестве поэтов-модернистов т. н. второго поколения; поэты Р. Э. Боти (1878—1954), А. Акоста (р. 1886) обращались преимущественно к интимной лирике; в творчестве романистов М. де Карриона (1875—1929), Куба (государство) Ловейры (1882—1928), новеллиста А. Эрнандеса Каты (1885—1940) и др. социально-критические мотивы несколько ослаблены натуралистическими элементами. В 20-е гг. в условиях обострения классовой борьбы поэты Акоста (сборник «Жатва»), Ф. Пичардо Мойя (1892—1957; «Поэма сахарных плантаций», 1926) выступили против империалистического гнёта США. Антибуржуазные настроения характерны для поэтов-авангардистов. Для некоторых из них (М. Брулль, 1891—1956) бунт сводился к формалистическим новшествам. Литераторы, объединившиеся вокруг возникшей в 1923 «группы меньшинства», руководимой поэтом Р. Мартинесом Вильеной (1899—1934), а позднее вокруг журнала «Revista de avance» (1927—30), искали пути революционного искусства. Социальные мотивы характерны для поэзии Р. Педросо (р. 1896), М. Наварро Луны (1894—1966), А. И. Аухиера (р. 1910), романов и рассказов П. де ла Торрьенте Брау (1901—36), романов и новелл Л. Ф. Родригеса (1888—1947), Л. Марреро (р. 1911) и др. В 1930-х гг. с лирическими стихами выступили Э. Флорит (р. 1903) и Х. Буэса (р. 1910). В конце 1920-х гг. Х. С. Тальет (р. 1893) и Р. Гирао (1908—49) положили начало т. н. афро-кубинской поэзии, обратившись к негритянскому фольклору и стремясь в поэзии воспроизвести негритянские танцевальные ритмы; эти традиции были поддержаны Э. Бальягасом (1910—54). С афро-кубинской поэзией связано и раннее творчество крупнейшего кубинского поэта Н. Гильена (р. 1902), с середины 30-х гг. обратившегося к социальной и революционной тематике (сборник «Вест-Индская компания», 1934, «Все песни», 1947, и др.). Усиление реакции, диктатура Батисты (1952—58) привели к эмиграции многих прогрессивных писателей (Н. Гильен и др.). В поэзии Куба (государство) получил распространение т. н. трансцендентализм, характеризовавшийся тягой к усложнённой образной системе, отражавшей неприятие социальной действительности (Х. Лесама Лима, р.1912, и др.). После победы революции 1959 многие трансценденталисты стали активными деятелями кубинской революционной культуры. В истории современной латиноамериканской литературы значительное место занимает творчество А. Карпентьера (р. 1904), написавшего в эмиграции романы «Царство земное» (1949) и «Потерянные следы» (1953); вернувшись на родину, он опубликовал исторический роман «Век просвещения» (1962), основная тема которого — судьба интеллигента в обществе. Победа революции открыла широкие возможности для развития народной литературы. Большинство литераторов объединилось в Союз писателей и художников Куба (государство) (1961), издающий газету «Gaceta de Cuba» (с 1962) и журнал «Union» (с 1962). В условиях культурной революции и строительства социализма Союз писателей и художников Куба (государство) сыграл важную роль в консолидации творческих сил для создания нового, социалистического искусства. В этом процессе значительно участие поэтов Н. Гильена, Ф. Хамиса (р. 1930), Р. Фернандеса Ретамара (р. 1930), А. Альвареса Бараганьо (1932—1962), Э. Диего (р. 1920) и др. В прозе в борьбе против получивших распространение в начале 60-х гг. «популизма» (нарочитое упрощение формы, огрубление лексики и т. п.) и «экспериментализма», близкого к современному западному модернизму, рождаются произведения, авторы которых осмысливают пережитые Куба (государство) социальные потрясения и показывают строительство новой жизни — романы Х. Пуига Солера (р. 1916), М. Кофиньо, Х. Травьесо, рассказы С. Киньонеса, Э. Сирулеса и др.; значительную роль играет художественно-документальная проза. Среди первых художественных изображений социальных потрясений на Куба (государство) — книги Х. Пуига Солера и др. С драмами выступают В. Пиньера Х. Триана и др. Сцена из спектакля «Медея в зеркале» Х. Трианы. Театр «Прометео». 1960. Сцена из спектакля «Электра Гарриго» В. Пиньеры. Театр «Прометео». 1948. Первые значительные литературно-критические работы принадлежат Дельмонте-и-Апонте. В 1859—61 А. Бачильер-и-Моралес (1812—1889) попытался дать картину литературного процесса на Куба (государство) в «Заметках об истории литературы и образования на Кубе» (3 тт.). С революционно-демократических позиций подходил к литературе Куба (государство) и др. стран Х. Марти. Литературоведение 20 в. представлено трудами Х. М. Чакона-и-Кальво (р 1893) Х. Х. Ремаса-и-Рубио (р. 1896), Ф. Ортиса (1881—1969), Ф. Лисасо (р. 1891) и др. С «группой меньшинства» связана деятельность Х. А. Фернандеса де Кастро (1897—1951). Важный вклад в науку о литературе Куба (государство) внесли марксисты Х. Маринельо (р. 1898), Х. А. Портуондо (р. 1911), С. Витьер (р. 1921), С. Буэно и др.
Лит.: Кубинская поэзия, М., 1959; Кубинская новелла ХХ века, М.— Л., 1965; Остров зари багряной. Кубинская поэзия XX века, [М., 1968]; Поэзия кубинского романтизма, М., 1971; Из современной кубинской поэзии, М., 1972; Кутейщикова В. Н., Социальная тема в кубинской поэзии XX в., в сборнике: Куба. Историко-этнографические очерки, М., 1961; Портуондо Х. А.. Исторический очерк кубинской литературы, М., 1961; Мамонтов С. П., Литература Кубы, в кн.: История зарубежной литературы после Октябрьской революции, ч. 1, 1917—1945, М., 1969; его же, Испаноязычная литература стран Латинской Америки XX века, М., 1972; Художественная литература Латинской Америки в русской печати. Библиография. [Сост. Л. А. Шур], М., 1960; Шур Л. А., Художественная литература Латинской Америки в русской печати. 1960—1964. Библиография, М., 1966; Remos у Rubio J., Historia de la literatura cubana, v. 1—3, [La Habana, 1945]; Vitier C., Lo cubano en la poesía, [La Habana], 1958; Lazo R., La literatura cubana. Esquema histórico desde sus orígenes hasta, 1964. Мéх., 1965; Henríquez Urena M., Panorama histórico de la literatura cubana, t. 1—2, La Habana, 1967; Ford J. D. M.. Raphael M. I., A bibliography of Cuban belles-lettres, Camb., 1933. З. И. Плавскин. Куба (Cuba), Республика Куба (República de Cuba). Поднятие национального флага в Гаване в день провозглашения Кубинской республики. 20 мая 1902. Государственный герб. Куба. Флаг государственный. Куба. I. Общие сведения III. Природа Население. V. Исторический очерк. VI. Коммунистическая партия К. Союз молодых коммунистов К., профсоюзы и другие общественные организации VII. Экономико-географический очерк VIII. Вооружённые силы IX. Медико-географическая характеристика X. Народное образование XI. Наука и научные учреждения XII. Печать, радиовещание, телевидение XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Балет XVII. Драматический театр XVIII. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|