Культурно-историческая школа (в искусствоведении)

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КУА
КУБ
КУВ
КУГ
КУД
КУЕ
КУЗ
КУИ
КУЙ
КУК
КУЛ
КУМ
КУН
КУО
КУП
КУР
КУС
КУТ
КУУ
КУФ
КУХ
КУЦ
КУЧ
КУШ
КУЩ
КУЭ
КУЮ
КУЯ

Культурно-историческая школа, направление в искусствоведении, преимущественно в литературоведении, возникшее в середине 19 в. и разработавшее принцип историко-генетического изучения литературы и искусства. Выдвинутый в конце 18 в. И. Гердером и отчасти воспринятый биографическим методом, этот принцип наиболее полно обоснован в трудах И. Тэна (Франция), который рассматривал художественные произведение как выражение общественной психологии народа на определенном этапе его развития. «... Искусства появляются и исчезают одновременно с определёнными течениями в области мысли и нравов, с которыми они связаны» («Философия искусства», М., 1933, с. 6). Особенности же этих течений зависят от трёх основных условий: «расы» (врождённый национальный «темперамент»), «среды» (природа, климат, социальные обстоятельства) и данного исторического «момента» (в т. ч. «традиции»).

  Основные положения Культурно-историческая школа (в искусствоведении) нашли развитие и применение в трудах Ж. Бедье, Ф. Брюнетьера, Г. Лансона (Франция), Г. Брандеса (Дания). В. Шерера, Г. Гетнера (Германия), Менендеса-и-Пелайо, Менендеса Пидаля (Испания), П. П. Пекарского, А. Н. Пыпина, Н. С. Тихонравова (Россия) и др. Установление принципа зависимости форм развития искусства от этапов общественного развития позволило представителям Культурно-историческая школа (в искусствоведении) создать истории национальных (Тэн, Лансон) и европейских (Брандес) литератур. Историко-литературные труды содействовали становлению сравнительно-исторического литературоведения. Благодаря общетеоретическому пафосу историчности и отсутствию эстетического догматизма («... не навязывает правил, а констатирует законы» — там же, с. 8) школа сыграла заметную роль в формировании научного литературоведения. Объясняя же искусство как продукт общественного развития и вмести с тем сближая его с иными формами общественной мысли, Культурно-историческая школа (в искусствоведении) оставляла на втором плане специфического свойства искусства — общечеловечность идей, индивидуальность восприятия мира художником, свободу воображения и др.

  Методологические возможности Культурно-историческая школа (в искусствоведении) ограничивались влиянием философии позитивизма. Многие учёные (Лансон, Пыпин) отказывались искать среди факторов, обусловливающих генезис произведения, доминирующий и признавали их равнозначными: основной задачей для них становилось накопление фактов, а не выработка целостных концепций; они нередко рассматривали произведение лишь как исторический документ, материал для изучения психологии и материальной культуры народа.

  К неоспоримым заслугам Культурно-историческая школа (в искусствоведении) марксистские исследователи относят накопление представителями школы огромного историко-культурного материала, выработку ими принципов текстологического анализа, закладку основ научного источниковедения.

  Г. К. Косиков.

Так же Вы можете узнать о...


Дюбуа Станислав Дюбуа (Dubois) Станислав (7.1.1901, Варшава, — 21.
«За рубежом», 1) еженедельное обозрение иностранной прессы, издание Союза журналистов СССР.
Зимостойкость растений, способность растений переносить без повреждений неблагоприятные зимние условия.
Ильичёв Леонид Федорович [р. 2(15).3.1906, Екатеринодар, ныне Краснодар], советский философ, академик АН СССР (1962).
Испарение (физич.) Испарение, переход вещества из жидкого или твёрдого агрегатного состояния в газообразное — пар.
Каменные бабы, наименование каменных изваяний (от 1 до 4 м высоты), ставившихся в древности на возвышенностях в степных пространствах от Днестра на З.
Каруару (Caruaru), город на северо-востоке Бразилии, в штате Пернамбуку, на ж.
Килбак (Kilbuck), горный массив на З. Аляски.
Кожикоде, Каликут, Каликат, город в Индии, в штате Керала, на Малабарском побережье.
Конопля (Cannabis), род однолетних лубоволокнистых растений семейства коноплёвых.
Котёл-парообразователь, теплообменный аппарат, применяемый на животноводческих фермах для получения горячей воды и пара, необходимых для мытья молочной посуды, пастеризации молока, запаривания кормов, отопления помещений и др.
Крушне-гори, горы на границе Чехословакии и ГДР; см.
Лабиринтовый аппарат, орган воздушного дыхания костистых рыб подотряда лабиринтовых.
Лента конвейерная, составная часть ленточного конвейера, выполняющая одновременно функции грузонесущего и тягового органов.
Логарифмическая функция, функция, обратная к показательной функции.