Леонтьев Константин НиколаевичБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Леонтьев Константин Николаевич [13(25).1.1831, Кудиново, ныне Малоярославецкого района Калужской области, — 12(24).11.1891, Троице-Сергиев посад, ныне Загорск Московской области], русский писатель, публицист и литературный критик. Учился на медицинском факультете Московского университета; служил военным лекарем во время Крымской войны 1853—56. В 1863—73 консул в ряде греческих городов. В 1880—87 цензор в Москве. Незадолго до смерти постригся в монахи. Автор ряда повестей и очерков (повести «Из жизни христиан в Турции», т. 1—3, 1876, высоко оценил Леонтьев Константин Николаевич Толстой). Известность приобрёл статьями о практической политике и на культурно-исторические темы (сборник статей «Восток, Россия и славянство», т. 1—2, 1885—86), а также литературно-критическими этюдами («О романах гр. Леонтьев Константин Николаевич Н. Толстого. Анализ, стиль и веяние», 1890, об И. С. Тургеневе и др.). Мировоззрение Леонтьев Константин Николаевич имело охранительную направленность. Предугадывая грядущие революционные потрясения и считая одной из главных опасностей буржуазный либерализм с его «омещаниванием» быта и культом всеобщего благополучия, Леонтьев Константин Николаевич проповедовал в качестве организующего принципа государственной и общественной жизни «византизм» — твёрдую монархическую власть, строгую церковность, сохранение крестьянской общины, жёсткое сословно-иерархическое деление общества. Путём союза России с Востоком (мусульманскими странами, Индией, Тибетом, Китаем) и политической экспансии на Ближнем Востоке как средства превращения России в новый исторический центр христианского мира Леонтьев Константин Николаевич надеялся затормозить процесс «либерализации» России и уберечь её от революции. Культурно-исторические взгляды Леонтьев Константин Николаевич, сложившиеся под влиянием Н. Я. Данилевского, характеризуются выделением трёх стадий циклического развития — первичной «простоты», «цветущей сложности» и вторичного «упрощения» и «смешения», что служит у Леонтьев Константин Николаевич дополнительным обоснованием идеала «красочной и многообразной» российской действительности, противопоставленной западному «всесмешению» и «всеблаженству».
Соч.: Собр. соч., т. 1—9, М., 1912—13; Моя литературная судьба. Автобиография, в кн.: Литературное наследство, т. 22—24, М., 1935.
Лит.: Памяти К. Н. Леонтьева. Литературный сб.. СПБ, 1911; Булгаков С. Н., Победитель-Побеждённый, в его кн.: Тихие думы, М., 1918; Бердяев Н. А., Константин Леонтьев, Париж, 1926; Преображенский П. Ф., А. Герцен и К. Леонтьев, «Печать и революция», 1922, кн. 2; История философии в СССР, т.. 3, М., 1968; Янов А. Леонтьев Константин Николаевич, Славянофилы и К. Леонтьев, «Вопросы философии», 1969, № 8; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. — Леонтьев Константин Николаевич, 1962, с. 412—14; KoIogrivov I. von, Von Hellas zum Mönchtum. Leben und Denken K. Leontjews, B., 1948; Gasparini E., Le previsioni di Constantino Leont'ev, Venezia, 1957. В. С. Муравьев. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|