Бердяев Николай Александрович

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
БА БВ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БО БП БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БЕА
БЕБ
БЕВ
БЕГ
БЕД
БЕЕ
БЕЖ
БЕЗ
БЕЙ
БЕК
БЕЛ
БЕМ
БЕН
БЕО
БЕП
БЕР
БЕС
БЕТ
БЕХ
БЕЦ
БЕЧ
БЕШ
БЕЩ
БЕЭ
БЕЯ

Бердяев Николай Александрович (6.3.1874, Киев, — 24.3.1948, Кламар, Франция), русский религиозный философ-мистик, близкий к экзистенциализму. Происходил из дворянской семьи. Учился в Киевском университете. В студенческие годы участвовал в социал-демократическом движении; подвергался репрессиям (исключение из университета и ссылка). Выступал в программных сборниках русских идеалистов: «Проблемы идеализма» (1902), антиреволюционные сборники «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918); был организатором и председателем «Вольной академии духовной культуры» (1918—22). В 1922 выслан за границу. Основал религиозно-философский журнал «Путь» (Париж, 1925—40), руководил издательством «YMCA — Press» («Христианского союза молодёжи»).

  В молодости принадлежал к т. н. легальным марксистам, пытался сочетать марксизм с неокантианством, развивал теорию этического социализма. Около 1905 присоединяется к богоискательству. Борьба и взаимодействие двух принципов: экзистенциалистского утверждения ничем не ограниченного духовно-творческого начала личности и христианского мотива сострадания определяют философские позиции и философские симпатии Бердяев Николай Александрович (Он сам признаёт свою близость к Бёме, Ницше, Фихте, Кьеркегору, Ибсену, а также к русской религиозной традицииславянофилы, Достоевский; отправным пунктом всегда остаётся принцип дуализма Канта.) Рождающаяся из абсолютизации каждого из этих мотивов двойственность позиции Бердяев Николай Александрович выражается в ряде противоречий и прежде всего в фиксируемом им самим противоречии «творчества» и «жалости» (морали творчества, или культа «гениальности», и христианской морали искупления). Бердяев Николай Александрович, в духе мистики Бёме и Шеллинга, утверждает безосновность свободы, её примат над бытием (и богом) и, следовательно, — как бы неподвластность человека божественной воле; говорит об отсутствии бога в мире. Однако Бердяев Николай Александрович принимает также концепцию истории в провиденциальном духе христианской эсхатологии. Для Бердяев Николай Александрович характерно полное отталкивание от мира (царства «обыденности», зла), но и стремление к преображению мира. Призыв к творчеству как к средству изменения мира совмещается у Бердяев Николай Александрович с убеждением в обречённости всякого творческого акта; по существу всякую объективацию (предметное воплощение) человеческого творчества Бердяев Николай Александрович отождествляет с отчуждением.

  С главной темой — проблемой личности, связано внимание Бердяев Николай Александрович к философии истории (см. «Смысл истории», 1923, «Новое средневековье», 1924, «Судьба человека в современном мире», 1934, «Русская идея», 1946, и др.). Бердяев Николай Александрович не признаёт за историей прогрессивного движения, считая, что её путь — это обнажение противоположностей — добра и зла — и трагическая борьба между ними, которая завершается выходом в «метаисторию» («царство божие»). В современности Бердяев Николай Александрович находит признаки «варваризации» европейской культуры, начало её сумерек («Конец Европы», М., 1915), связанных с наступлением «массовой культуры». Бердяев Николай Александрович — один из первых критиков современной цивилизации как цивилизации технической, которая явилась, согласно Бердяев Николай Александрович, результатом «торжества буржуазного духа» («Смысл творчества», М., 1916). Бердяев Николай Александрович призывает к «спасению» через индивидуальный творчески-моральный акт (жертвы, любви и т.п.), — к «персоналистической революции» вместо социальной. Признавая, с позиций христианского социализма, классовую борьбу правомерной реакцией на социальную несправедливость и правду коммунистического принципа обобществления производства, Бердяев Николай Александрович, однако, считал необходимым вести с коммунизмом беспрерывную идейную борьбу, рассматривая его как выражение буржуазного, антидуховного сознания, ориентированного на материальность, материальные блага. В продолжение всей жизни выступая с критикой марксизма, считал его двойственным учением — сочетающим экономический детерминизм с волюнтаризмом и секуляризованным религиозным мировоззрением, выражающим надежды на мессианство пролетариата.

  Яростный идейный противник Октябрьской революции (и любого социально-политического переворота вообще), Бердяев Николай Александрович в полемической книге «Философия неравенства» (1918, изд. 1923) опускается до оправдания жестокостей «органического» исторического процесса (нарушением которого считает революцию) и ницшеанской апологии социального отбора и права «сильной личности». В дальнейшем оправдание исторической действительности как разумной и необходимой считает преступным; оставаясь идеологом «аристократии духа», стремится освободить своё понимание аристократизма от всяких сословно-иерархических характеристик («О рабстве и свободе человека», 1939, «Самопознание», 1949).

  Бердяев Николай Александрович оказал влияние на развитие французского экзистенциализма и персонализма; получил известность на Западе как главный выразитель традиции русской религиозно-идеалистической философии и идеолог антикоммунизма.

 

  Лит.: Ленин В. И., О «Вехах», Полн. собр. соч., 5 изд., т. 19; его же, [Письмо] Г. В. Плеханову 30 июля 1901 г., там же, т. 46, с. 135; Луппол И., Новое средневековье, «Под знаменем марксизма», 1926, № 12; Балакина И. Ф., Религиозно-экзистенциалистские искания в России начала 20 в., в сборнике: Современный экзистенциализм, М., 1966; Lowrie D., Rebellious prophet. A life of N. Berdyaev, N. Y., 1960; Wernham J., Two Russian thinkers. An essay in Berdyaev and Shestov, Toronto, 1968.

  P. А. Гальцева.

Так же Вы можете узнать о...


Фром (Frome), бессточное озеро в Южной Австралии.
Барабаны слуховые, заполненные воздухом костные вздутия дна и наружной стенки барабанной полости у большинства млекопитающих.
Дефиниция (от лат. definitio), краткое определение какого-либо понятия.
Кротон (др.-греч. город Италии) Кротон (греч. Krotōn), современный итальянский Кротоне (Crotone), древнегреческий город в Южной Италии.
Орёл (созвездие) Орёл (лат. Aquila), экваториальное созвездие, наиболее яркие звёзды 0,8 (Альтаир), 2,7 и 3,0 визуальной звёздной величины.
«Слово о полку Игореве» «Слово о полкуИгореве», памятник древнерусской литературы конца 12 в.
Чемберлен Джозеф Чемберлен (Chamberlain) Джозеф (8.7.1836, Лондон, — 2.
Братские школы, учебные заведения, существовавшие в Центральной и Восточной.
Жоаннар Жюль Поль Жоаннар (Johannard) Жюль Поль (22.1.1843, Бон, департамент Кот-д’Ор, — конец ноября 1892, Лондон), деятель французского и международного социалистического движения.
Лисков Кристиан Людвиг Лисков (Liscow) Кристиан Людвиг (26.4.1701, Виттенбург, Мекленбург, — 30.
Пикнии, плодовые тела бесполого спороношения ржавчинных грибов, в которых образуются споры, называются пикниоспорами.
Судоходный тоннель ,тоннель, сооружаемый при пересечении судоходным каналом возвышенности, горного хребта и т.
Эксцентриситет орбиты, один из элементов орбиты небесного тела, характеризующий её форму.
Виноградов Сергей Арсеньевич [1(13).7.1869, посад Большие Соли Костромской губернии, ныне посёлок Некрасовское Ярославской области, — 5.
Ионы в атмосфере, атмосферные ионы, электрически заряженные частицы, находящиеся в атмосфере.
Мегарон (греч. megaron, буквально — большой зал), тип здания (в том числе жилища), сложившийся в эпоху Эгейской культуры (3—2 тысячелетия до н.
Программа (от греч. programma — объявление, распоряжение, указ), 1) план деятельности, работ.
Торосы, нагромождения обломков льдин в ледяном покрове морей, рек, озёр.