Малявин Филипп Андреевич

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЁ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МАА
МАБ
МАВ
МАГ
МАД
МАЕ
МАЁ
МАЖ
МАЗ
МАИ
МАЙ
МАК
МАЛ
МАМ
МАН
МАО
МАП
МАР
МАС
МАТ
МАУ
МАФ
МАХ
МАЦ
МАЧ
МАШ
МАЭ
МАЮ
МАЯ

Малявин Филипп Андреевич [10(22).10.1869, село Казанка, ныне Оренбургской области, — 23.12.1940, Брюссель], русский живописец. Сын крестьянина. Учился в монастырской иконописной мастерской на Айон-Оросе (Греция; 1885—91) и петербургской АХ (1892—99) у И. Е. Репина. В 1900 посетил Францию, с 1922 жил за границей. Следуя манере Репина, в 1890-е годы создал ряд портретов крестьян («Крестьянская девушка с чулком», 1895, Третьяковская галерея) и соучеников (К. А. Сомова, И. Э. Грабаря, оба — 1895; Е. Малявин Филипп Андреевич Мартыновой, 1897; все — в Русском музее, Ленинград), отмеченных сдержанностью колорита, точностью лепки объёмов и меткостью характеристик. В творчестве Малявин Филипп Андреевич конца 1890-х — начала 1900-х годов проявляется стремление к повышенному декоративизму; некоторые черты сближают его со стилем «модерн». Оставаясь верным крестьянской тематике, Малявин Филипп Андреевич уходит от конкретных образов ко всё более собирательным: предметная определённость в его картинах сменяется свободной, почти самодовлеющей игрой предельно интенсивных красочных пятен, которые организованы линейным ритмом в некое декоративно-плоскостное, калейдоскопически динамичное целое, обрамляющее скульптурно чёткие, спокойно моделированные лица. В работах этих лет («Смех», 1899, Международная галерея современного искусства, Венеция; «Девка», 1903, «Вихрь», 1906, — обе в Третьяковской галерее) Малявин Филипп Андреевич добивается завораживающей насыщенности цвета, призванной воплотить стихийную мощь народных типов, передать многообразную шкалу чувств — от безудержного веселья до мрачной сосредоточенности. В дальнейшем Малявин Филипп Андреевич варьирует найденные мотивы и приёмы; черты салонности, заметные уже в 1910-е годы, особенно отчётливы в произведениях зарубежного периода («Бабы», 1914, частное собрание, Париж; «Русские крестьянки», 1925, Художественный музей Латвийской ССР, Рига). Лаконизмом и мягкой пластичностью отличаются многочисленные рисунки Малявин Филипп Андреевич (в том числе серия зарисовок с натуры В. И. Ленина, 1920, Центральный музей В. И. Ленина, Москва, Британский музей, Лондон, и другие собрания).

 

Лит.: Александрова Н., Ф. А. Малявин, Малявин Филипп Андреевич, 1966; Живова О. А., Ф. А. Малявин, Малявин Филипп Андреевич, 1967.

  Т. И. Володина.

Так же Вы можете узнать о...


Формализм (матем.) Формализм в математике, см. Математический формализм.
Хасэгава Тацуноскэ, японский писатель (1864—1909); см.
Цам, в ламаизме праздник, во время которого ламы в масках, изображающих буддийские божества, совершают пляски и символически сжигают «злого духа».
Череда (Bidens), род одноили многолетних трав семейства сложноцветных.
Швейцер Богдан Яковлевич (29.1. 1816, Виль, кантон Цюрих, Швейцария,— 24.
Эбелек, род растений семейства маревых; то же, что рогач.
Энсенада (Ensenada), город в Аргентине, в провинции Буэнос-Айрес.
Ямамото Сэндзи (29.5.1889, Киото, — 5.3.1929, Токио), японский общественный деятель, биолог.
Адрасман, посёлок городского типа на севере Таджикской ССР.
Амарапура, город в Верхней Бирме. Дважды, в 1783—1823 и в 1837—57, был столицей Бирмы.