Манхейм Карл

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЁ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МАА
МАБ
МАВ
МАГ
МАД
МАЕ
МАЁ
МАЖ
МАЗ
МАИ
МАЙ
МАК
МАЛ
МАМ
МАН
МАО
МАП
МАР
МАС
МАТ
МАУ
МАФ
МАХ
МАЦ
МАЧ
МАШ
МАЭ
МАЮ
МАЯ

Манхейм (Mannheim) Карл (27.3.1893, Будапешт, — 9.1.1947, Лондон), немецкий социолог. Профессор Франкфуртского университета (1930). В 1933 эмигрировал в Великобританию; доцент (1933) и профессор (1945) Лондонского университета (Высшей школы экономических наук).

  Манхейм Карл пытался создать последовательную концепцию, объясняющую природу социального знания и специфику отражения социальной действительности; заимствовал у К. Маркса положения о зависимости общественного сознания от общественного бытия, идеологии от экономических отношений, однако интерпретировал их вульгарно-идеалистически. Он полагал, что взгляды различных социальных групп продиктованы лишь их экономической заинтересованностью и прочими эгоистическими соображениями. Отвергая какой-либо объективный критерий истинности в познании общественных явлений, Манхейм Карл пришёл к позиции исторического релятивизма. Называя свою точку зрения «реляционизмом», Манхейм Карл изображал историю обществ, мысли как столкновение классово-субъективных миросозерцаний, каждое из которых является «частичной идеологией», то есть заведомо искажённым отражением социальной действительности, а все в совокупности — «тотальной (общей) идеологией». Согласно Манхейм Карл, любая идеология представляет собой апологию существующего строя, взгляды класса, заинтересованного в сохранении статус-кво, которым противостоит столь же необъективная и пристрастная утопия, или взгляды оппозиционных обездоленных слоев населения. В случае прихода последних к власти утопия, по Манхейм Карл, автоматически превращается в идеологию, и так далее. В конечном итоге концепция Манхейм Карл подменяет подлинно классовое сознание партикулярными интересами профессиональных слоев, поколений и т. п., среди которых он выделяет творческую интеллигенцию, как якобы стоящую вне классов и единственно способную к беспристрастному познанию общества, причём лишь потенциально. Именно с интеллигенцией Манхейм Карл связывал надежды на сохранение буржуазной демократии в условиях так называемого «массового общества», подверженного социальной демагогии и опасности установления тоталитарной, фашистской диктатуры. Считая неизбежными социальную стратификацию и существование так называемой «демократической элиты», Манхейм Карл особое внимание в этой связи уделял проблемам подготовки личности (воспитание и образование) к исполнению предназначенной ей социальной роли и интеграции в буржуазно-демократической системе управления обществом. Старый экономический либерализм, по Манхейм Карл, исчерпал свои возможности, и поэтому он призывал к расширению вмешательства буржуазного государства в экономику и другие сферы общественной деятельности. Взгляды Манхейм Карл оказали серьёзное влияние на буржуазную социологию, в частности служили обоснованием концепции «деидеологизации» общественных наук.

 

  Соч.: Ideologic und Utopie, L., 1929; Diagnosis of our time: wartime essays of a sociologist, L., 1943; Essays on sociology and social psychology, L., 1953; Essays on the sociology of knowledge, N. Y., 1952; Freedom, power and democratic planning, N. Y., 1950; Essays of the sociology of culture, L., 1956; Systematic sociology, L., 1959; Man and society in an age of reconstruction, N. Y., 1967.

 

  Лит.: Шафф А., «Социология знания» Мангейма и проблема объективной истины, «Вопросы философии», 1956, № 4; Григорьян Р. Г., Критика «социологии знания» Карла Мангейма, в сборнике: Проблемы познания социальных явлений, Манхейм Карл, 1968; Москвичев Л. Н., Теория «деидеологизации»: иллюзии и действительность, Манхейм Карл, 1971; MiIIs С. W., Power, politics and people. The collected essays, N. Y., 1963; Merton R. K., Social theory and social structure, N. Y.,1968; Friedrichs R. W., A sociology of sociology, N. Y., 1970.

  Э. А. Араб-оглы.

Так же Вы можете узнать о...


Химиотерапевтические средства, условное название различных групп лекарственных препаратов, применяемых для химиотерапии и химиопрофилактики.
Цирцея (травы сем. кипрейных) Цирцея, двулепестник, колдуница (Circaea), род многолетних трав семейства кипрейных.
Шарнирная муфта, шарнир Гука, карданный механизм, обеспечивающий передачу вращения валу, расположенному обычно под переменным углом.
Эдриан Эдгар Дуглас Эдриан (Adrian) Эдгар Дуглас (30.11.1889, Лондон, — 4.
Этрурия (Etruria), в 1801—07 зависимое от Франции королевство в Италии, образов, из Великого герцогства тосканского после его захвата войсками Наполеона Бонапарта.
Авторитет (нем. Autoritat, от лат. auctoritas — власть, влияние), в широком смысле — общепризнанное неформальное влияние какого-либо лица или организации в различных сферах общественной жизни (например, воспитание, наука), основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте (А.
Амангельды Иманов (1873, Тургайский уезд, — 18.
Армянский театр оперы и балета академический им.
Балиманов Джабай (1893, с. Каракамыш, ныне Актюбинской области, — 6.
Бернат Аурель Бернат (Bernath) Аурель (р. 13.11.1895, Марцали), венгерский живописец и график.
Бостонская финансовая группа, одна из старейших коалиций монополистического капитала США, объединяющая крупных финансистов и промышленников г.