Релятивизм

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
РА РВ РД РЕ РЁ РЖ РИ РК РН РО РП РС РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РЕА
РЕБ
РЕВ
РЕГ
РЕД
РЕЕ
РЕЖ
РЕЗ
РЕИ
РЕЙ
РЕК
РЕЛ
РЕМ
РЕН
РЕО
РЕП
РЕР
РЕС
РЕТ
РЕУ
РЕФ
РЕХ
РЕЦ
РЕЧ
РЕШ
РЕЭ
РЕЮ
РЕЯ

Релятивизм (от лат. relativus — относительный), методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания. Релятивизм проистекает из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений. Гносеологические корни Релятивизм — отказ от признания преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий (например, от биологических потребностей субъекта, его психического состояния или наличных логических форм и теоретических средств). Факт развития познания, в ходе которого преодолевается любой достигнутый уровень знания, релятивисты рассматривают как доказательство его неистинности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности познания вообще, к агностицизму.

Релятивизм как методологическая установка восходит к учению древнегреческих софистов: из тезиса Протагора «человек есть мера всех вещей...» следует признание основой познания только текучей чувственности, не отражающей каких-либо объективных и устойчивых явлений. Элементы Релятивизм характерны для античного скептицизма: обнаруживая неполноту и условность знаний, зависимость их от исторических условий процесса познания, скептицизм преувеличивает значение этих моментов, истолковывает их как свидетельство недостоверности всякого знания вообще. Аргументы Релятивизм философы 16—18 вв. (Эразм Роттердамский, М. Монтень, П. Бейль) использовали для критики догматов религии и основоположений метафизики. Иную роль Релятивизм играет в идеалистическом эмпиризме (Дж. Беркли, Д. Юм;махизм,прагматизм,неопозитивизм). Абсолютизация относительности, условности и субъективности познания, вытекающая из сведения процесса познания к эмпирическому описанию содержания ощущений, служит здесь обоснованием субъективизма.

Определённое влияние Релятивизм приобрёл на рубеже 19 и 20 вв. в связи с философским осмыслением революции в физике. Опираясь на метафизическую теорию познания, игнорируя принцип историзма при анализе изменения научных знаний, некоторые учёные и философы говорили об абсолютной относительности знаний (Э. Мах, И. Петцольдт), о полной их условности (Ж. А. Пуанкаре) и т. п. Анализируя положение, сложившееся в философии и физике, В. И. Ленин писал: «...Положить релятивизм в основу теории познания, значит неизбежно осудить себя либо на абсолютный скептицизм, агностицизм и софистику, либо на субъективизм» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 139).

  Согласно диалектическому материализму, наши знания относительны не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле признания исторической ограниченности каждого достигнутого уровня знаний. Вместе с тем в каждой относительной истине содержатся элементы абсолютной истины, что обусловливает развитие научного познания.

  Релятивизм как принцип понимания истории характерен для субъективно-идеалистических течений в буржуазной философии истории. Отрицая объективность исторических знаний, некоторые теоретики считают, что оценки и суждения историков крайне относительны и отражают их субъективные переживания, зависимость от определённых политических установок (см. Презентизм), что всякое воспроизведение исторического процесса является результатом произвола историка (Релятивизм Арон).

Распространение принципа Р. на область нравственных отношений привело к возникновению этического Релятивизм, выражающегося в том, что моральным нормам придаётся крайне относительный, полностью условный и изменчивый характер.

  В разных исторических условиях принцип Релятивизм имеет различное социальное значение. В некоторых случаях Релятивизм объективно способствовал расшатыванию отживших социальных порядков, догматического мышления и косности. Чаще всего Релятивизм — следствие и выражение кризиса общества, попытка оправдания утраты исторической перспективы в его развитии. Именно поэтому Релятивизм присущ ряду направлений современной буржуазной философии (философия жизни, экзистенциализм, персонализм).

 

  Лит.: Кон И. С., Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли, М., 1959; Ойзерман Т. И., Главные философские направления, М., 1971, гл. 2; Парамонов Н. 3., Критика догматизма, скептицизма и релятивизма, М., 1973; Wein Н., Das Problem des Relativismus, В., 1950; Relativism and the study of man, ed. by Н. Schoeck and J. W. Wiggins, Princeton (N.Y.), 1961; Aron R., Introduction a la philosophie de l'histoire, nouv. éd., [P., 1967]: Mandelbaum M. H., The problem of historical knowledge: an answer to relativism, N. Y., 1967.

  Н. П. Французова.

 

Так же Вы можете узнать о...


Батут, батуд (франц. batoude, от итал. battuta, буквально — удар), плетёная сетка, укрепленная в горизонтальном положении резиновыми амортизаторами на раме; применяют при тренировке акробатов, гимнастов, прыгунов в воду и др.
Борткевич Генрих Станиславович (р. 25.6.1922, Псков), новатор производства, один из инициаторов освоения скоростной обработки металла.
Вентилятор (от лат. ventilo — вею, махаю), машина для подачи воздуха или др.
Вывих, смещение суставных концов костей, при котором утрачивается их правильное соприкосновение.
Гиперэллиптические интегралы, интегралы вида  Дагу, город в Китае, в провинции Хэбэй, на р.
Долж (Dolj), уезд на Ю. Румынии, в южной части плато Джетик и западной окраине Нижнедунайской низменности.
Засвидетельствование нотариальное, см. в ст.
Ипостась (от греч. hypostasis — лицо, сущность), первоначально философский термин, введённый последователями Аристотеля в значениях «индивидуальное» и «реально существующее»; заимствованный христианскими богословами, разрабатывавшими христианскую догматику (в Новом завете понятие И.
Касательная к кривой линии, предельное положение секущей.
Коломбе-Нуйи Коломбе— Нуйи (Colombey—Nouilly), селения во Франции (департамент Мозель), в 5—6 км юго-восточнее и северо-восточнее крепости Мец, в районе которых 14 августа 1870 во время франко-прусской войны 1870—71 произошло сражение между частью сил французской Рейнской армии (маршал А.