Мартос Иван Петрович

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЁ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МАА
МАБ
МАВ
МАГ
МАД
МАЕ
МАЁ
МАЖ
МАЗ
МАИ
МАЙ
МАК
МАЛ
МАМ
МАН
МАО
МАП
МАР
МАС
МАТ
МАУ
МАФ
МАХ
МАЦ
МАЧ
МАШ
МАЭ
МАЮ
МАЯ

Мартос Иван Петрович [1754, Ичня, ныне Черниговской области УССР, — 5(17).4.1835, Петербург], русский скульптор. Родился в семье мелкопоместного украинского дворянина. Учился в петербургской АХ (1764—73) у Л. Роллана и Н. Ф. Жилле. Пенсионер АХ в Риме (1773—79), где изучал и копировал произведения античной скульптуры, пользовался советами П. Батони, Ж. Мартос Иван Петрович Вьена и К. Альбачини. Вернулся в Россию убеждённым сторонником классицизма. Выполнив ряд портретов (бюсты Н. И. Панина, 1780, и А. В. Паниной, 1782; оба — мрамор, Третьяковская галерея), уже в начале 1780-х годов выступил как мастер мемориальной пластики, гармонично сочетающий гражданский пафос, идеальную возвышенность образов с их обаятельной жизненностью. Для его надгробных памятников раннего периода (надгробия: С. С. Волконской, Третьяковская галерея; Мартос Иван Петрович П. Собакиной; оба — мрамор, 1782) характерны строгая архитектоника композиции, тонкая моделировка форм, искусное совмещение высокого и низкого рельефа. В дальнейшем Мартос Иван Петрович уходит от барельефного принципа композиции, обособляя человеческую фигуру от скульптурного фона и монументализируя памятник в целом (надгробия: Н. И. Панина, 1788, Е. С. Куракиной, 1792; оба — мрамор, Музей городской скульптуры, Ленинград). Продолжая часто использовать мотив пирамидальной стелы с включенным в неё барельефным медальоном-портретом умершего, Мартос Иван Петрович всё более разнообразит расположение фигур скорбящих, прибегает к полихромии оттенков мрамора. Воссоздание интимного мира переживаний, свойственное ранним памятникам, с начала 1790-х годов сменяется подчёркиванием обществ, значимости монумента, образный строй которого усложняется и порою даже драматизируется. Произведения Мартос Иван Петрович зрелого периода отличаются общей монументальностью форм, органичной связью с архитектурной средой, ясной замкнутостью композиции, лаконичной выразительностью силуэта; их эмоциональное воздействие с начала 1800-х годов определяется суровой сдержанностью героев в проявлении чувств, особой величавостью образов, призванных воплотить античные идеалы мужества и совершенной красоты (надгробия: Е. И. Гагариной, бронза, 1803, Музей городской скульптуры, Ленинград; Павла I, мрамор, гранит, 1807, «Мавзолей», Павловск). Эти черты наиболее ярко выражены в памятнике Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве (бронза, гранит, 1804—18), который был сооружен по общественной инициативе. В нём Мартос Иван Петрович с убедительной силой передал патриотический подъём русского народа, вновь проявившийся во время Отечественной войны 1812. Скульптурная группа обладает большой композиционной и эмоциональной цельностью, не нарушаемой драматическим развитием действия; первоначально поставленный напротив Кремлёвской стены, памятник особенно полно обнаруживал свою смысловую и пространственную связь с ансамблем Красной площади, призывая Пожарского следовать велению долга, передавая ему меч, Минин широким жестом руки указывал на Кремль. Так же удачно местоположение памятника Э. Ришелье в Одессе (бронза, гранит, 1823—28), несущего в себе многие черты позднего творчества Мартос Иван Петрович, в котором становятся заметны ноты ригоризма, склонность к чрезмерной обобщенности форм и в то же время к мелочности в деталях (памятник Александру I в Таганроге, бронза, гранит, 1828—31). Мартос Иван Петрович известен как крупный мастер монументально-декоративной скульптуры (статуя «Актеон» для фонтанов Петергофа, золочёная бронза, 1801; рельеф «Истечение Моисеем воды в пустыне» на аттике Казанского собора в Ленинграде, известняк, 1804—07). Преподавал в петербургской АХ (1779—1835; с 1814 ректор). Оказал большое влияние на формирование многих русских скульпторов 1-й трети 19 века.

И. П. Мартос. Надгробие Мартос Иван Петрович П. Собакиной. Мрамор. 1782. Научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева. Москва. Мартос Иван Петрович.

И. П. Мартос. Надгробие Мартос Иван Петрович П. Собакиной. Мрамор. 1782. Научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева. Москва.

Надгробие Е. И. Гагариной. Бронза. 1803. Александро-Невская лавра (Музей городской скульптуры). Ленинград. Мартос Иван Петрович.

Надгробие Е. И. Гагариной. Бронза. 1803. Александро-Невская лавра (Музей городской скульптуры). Ленинград.

 

  Лит.: Коваленская Н., Мартос, Мартос Иван Петрович — Л.,1938; Алпатов Мартос Иван Петрович В., Мартос, в книге: Русское искусство 18 века, Мартос Иван Петрович, 1958.

И. П. Мартос. Мартос Иван Петрович.

И. П. Мартос.

  Т. И. Алабина.

Так же Вы можете узнать о...


Мизоч посёлок городского типа в Здолбуновском районе Ровенской области УССР.
Неретва (Neretva), река в Югославии. Длина 218 км, площадь бассейна около 5,6 тыс.
Пакеторазборная машина, предназначена для поштучной разборки (разукрупнения) пакетов в конечном пункте транспортного процесса (см.
Полюс Пьер Полюс (Paulus), Пьер (16.3.1881, Шатле, Эно, — 1959, Брюссель), бельгийский живописец.
Рейнский водопад (Rheinfall), в верхнем течении р.
Сена (департамент во Франции) Сена (Seine), до 1964 департамент во Франции, включавший Париж и его ближайшие пригороды.
Стела (в ботанике) Стела, стель (лат. stela, от греч. stele — столб, колонна), в ботанике, центральная, или осевая, часть стебля и корня высших растений, состоящая из проводящих и механических тканей и окруженная первичной корой; то же, что осевой, или центральный цилиндр.
Тонконог, келерия (Koeleria), род растений семейства злаков.
Фильтр акустический, устройство для выделения определённой полосы частот из сложного звука; является акустическим аналогом электрического фильтра.
Цяньцзян, Уцзян, река в Китае, правый приток р.
Элмайра (Elmira), город на северо-востоке США, в штате Нью-Йорк, на р.
Альвеар Карлос Мария Альвеар (Alvear) Карлос Мария (1789 — 3.11.1852), аргентинский политический и военный деятель периода войны за независимость, генерал.
Барсак Андре Барсак (Barsacq) Андре (р. 24.1.1909, Феодосия, Крым), французский режиссёр и художник.
Бухарест (столица Румынии) Бухарест, Букурешти (Bucureşti), столица Социалистической Республики Румынии, политико-административный, экономический и научно-культурный центр страны.
Вустер (город в Великобритании) Вустер (Worcester), город-графство в Великобритании, на р.