НавыкБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Навык, доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи (чаще всего — двигательной). Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента действия, т. е. Навык в собственном смысле слова. В отличие от привычки, Навык, как правило, не связан с устойчивой тенденцией к актуализации в определенных условиях. Отдельные этапы образования двигательного Навык подробно прослежены в работах советского психолога Навык А. Бернштейна: исходя из концепции умственных действий, сделаны первые попытки планомерного формирования Навык В экспериментах с животными хорошо изучены Навык прохождения лабиринтов, нахождения «обходного пути» (вокруг преграды), инструментальные Навык и др. С повышением общего уровня организации животного возрастает лабильность навыков, способность к переносу накопленного опыта в новые ситуации. Большое практическое значение имеет дрессировка, когда Навык вырабатываются под целенаправленным воздействием человека.
Лит.: Бернштейн Навык Л., О построении движений, М., 1947; Ходжава З. И., Проблема навыка в психологии, Тбилиси, 1960; Сачко Навык Навык, Гальперин П. Я., Формирование двигательных навыков, в кн.: Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий, М., 1968.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|