Нитхардт Матис

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
НА НГ НД НЕ НЁ НЗ НИ НК НО НР НС НУ НЧ НЫ НЬ НЭ НЮ НЯ
НИА
НИБ
НИВ
НИГ
НИД
НИЕ
НИЖ
НИЗ
НИИ
НИК
НИЛ
НИМ
НИН
НИО
НИП
НИР
НИС
НИТ
НИУ
НИФ
НИХ
НИЦ
НИЧ
НИШ
НИЩ
НИЯ

Нитхардт, Нитхарт (Nithardt, Nithart), или Нейтхардт, Нейтхарт (Neithardt, Neithart), около 1505 назван Готхардт, Готхарт (Gothardt, Gothart), Матис (около 1470—75, Вюрцбург, Бавария, — 31.8.1528, Галле, Саксония-Анхальт), немецкий живописец эпохи Возрождения. С 17 в. ошибочно назывался Грюневальд (Grünewald). Работал в Ашаффенбурге (Бавария), Франкфурте-на-Майне и Майнце (Гессен). В 1508—25 (или 1526) придворный живописец, художественный советник, архитектор и специалист-гидротехник майнцских архиепископов и курфюрстов. В 1525—26 подвергался преследованиям за сочувствие Крестьянской войне 1524—26 и возможное участие в ней на стороне восставших. Творчество Нитхардт Матис тесно связано с идеологией народных низов и мистическими ересями позднего средневековья, которые в канун Реформации в Германии наполнялись антифеодальным бунтарским содержанием. Исполненные страдания и боли образы Христа и подчёркнуто простонародные изображения святых проникнуты духом протеста. Соответствие творчества Нитхардт Матис трагической эмоциональной атмосфере эпохи, его революционизирующее воздействие достигались взволнованным и экспрессивным языком позднеготического искусства, развитого и обогащенного мастером применительно к новым, усложнившимся условиям времени. В центральных произведениях Нитхардт Матис — 9 частях Изенхеймского алтаря (1512—15, Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция) — полные спиритуализма, трагические напряжения и безысходного отчаяния сцены страстей христовых («Распятие») сменяются картинами, пронизанными экстатической радостью и ликованием жизни, пантеистическим восприятием природы («Рождество»). Откровенно мистический образ Христа, как бы растворяющегося во вспышке яркого света («Воскресение»), уступает место образам внутренне просветлённым, гармоничным, проникнутым гуманистическим началом («Св. Себастьян»). Использование динамичной готической линии, мощных аккордов цвета на тёмном фоне в одних частях алтаря и нежных цветовых переходов, мягкой, почти акварельной техники — в других, достигнутое цветом впечатление прорыва в бесконечную глубину пространства открыли новые возможности живописи. В последующих работах Нитхардт Матис сказывается воздействие искусства итальянского Ренессанса, выразившееся в большей ясности и монументальности форм («Штуппахская мадонна», 1517—19, приходская церковь, Штуппах; «Встреча св. Эразма и Маврикия», около 1518, Старая пинакотека, Мюнхен). В поздних произведениях Нитхардт Матис вновь обратился к теме страстей христовых и к языку позднеготической живописи («Таубербишофсхеймский алтарь», 1523—24, Кунстхалле, Карлсруэ; «Оплакивание Христа», 1524—25, приходская церковь, Ашаффенбург). Сохранилось небольшое число рисунков Нитхардт Матис, служивших большей частью подготовительными штудиями («Кающаяся Магдалина», рисунок чёрным мелом, Собрание О. Рейнхарта, Винтертур). Они отличаются живописностью светотеневой моделировки, мягкостью исполнения, иногда предельной детализацией, иногда непринуждённой эскизностью.

Матис Нитхардт. «Рождество». Фрагмент Изенхеймского алтаря. 1512—15. Музей Унтерлинден. Кольмар. Нитхардт Матис.

Матис Нитхардт. «Рождество». Фрагмент Изенхеймского алтаря. 1512—15. Музей Унтерлинден. Кольмар.

 

  Лит.: Немилов А. Нитхардт Матис, Грюневальд, М., 1972; Schmid Нитхардт МатисА., Die Gemälde und Zeichnungen von Matthias Grünewald, Bd 1—2, Strassburg, 1907—11; Zülch W. К., Grünewald. Der historische Grünewald..., Münch., 1938; Vogt A. M., Grünewald. Meister gegenklassischer Malerei, Z. — Stuttg., 1957; Scheja G., Der Isenheimer Altar des Mathias Grünewald, Köln, 1969; Ruhmer E., Grünewald. Zeichnungen, Koln, 1971.

  В. Д. Синюков.

 

Так же Вы можете узнать о...


Смышляев Дмитрий Дмитриевич [22.2(5.3).1828, Пермь, — 15(27).
Талвир Алексей Филиппович [р. 8(21).3.1909, с.
Уила (Huila), департамент в Колумбии. Площадь 20 тыс.
Херефорд-энд-Вустер (Hereford and Worcester), графство в Великобритании.
Ширпотреб чёрная, сорт вишни, выведенный И. В.
Августа-Претория (Augusta Praetoria), древнеримский город на северо-западе Италии (совр.
Астарта, греческое наименование главной финикийской богини Аштарт.
Болото, избыточно увлажнённый участок земли, на котором происходит накопление неразложившегося органического вещества, превращающегося в дальнейшем в торф.
Витторини Элио Витторини (Vittorini) Элио (27.7.1908, Сиракуза, — 12.
Гиперсомния (от гипер... и лат. somnus — сон), повышенная сонливость.
Джелам (река в Индии и Пакистане) Джелам, река в Индии и Пакистане, приток р. Чинаб (бассейн Инда).
Землесос, то же, что грунтовой насос.
Капитан (позднелат. capitaneus — военачальник, от лат.