«Новый роман»

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
НА НГ НД НЕ НЁ НЗ НИ НК НО НР НС НУ НЧ НЫ НЬ НЭ НЮ НЯ
НОА
НОБ
НОВ
НОГ
НОД
НОЕ
НОЖ
НОЗ
НОИ
НОЙ
НОК
НОЛ
НОМ
НОН
НОО
НОП
НОР
НОС
НОТ
НОУ
НОЧ
НОЯ

«Новый роман», условное обозначение художественной практики многих французских писателей 50—60-х гг. 20 в. (Н. Саррот, А. Роб-Грийе, М. Бютор, К. Симон, К. Мориак и др.), которые провозгласили структуру традиционной прозы исчерпанной и отмежевались от непосредственных предшественников — экзистенциалистов. Их сближают самые общие особенности художественной проблематики, связанные с тенденцией к утрате личности и господству различных форм отчуждения и конформизма в современном буржуазном обществе. Художественная проблематика делает «Новый роман» вариантом более широкого идейно-литературного течения, охватывающего и драму (С. Беккет). Отмежёвываясь не только от экзистенциалистской идеи «свободного выбора» как первоосновы человеческого бытия, но и от традиций французского романа 19 в., где внутренние установки героя и его стремление воплотить субъективный мир в пределах наличной действительности отливались в формы устойчивого характера и неповторимой социальной судьбы-биографии, «неороманисты» исходят из мысли о принципиальной несовместимости истинной природы современного человека и его общественной роли; отсюда два типа персонажей — воплощения анонимных «общих мест» социальной жизни (персонажи «Золотых плодов» Саррот, «Званого обеда» Мориака) и «герои», пытающиеся не только выявить, но и отстоять подлинную структуру и смысл собственной жизни (герой «Мартеро» Саррот, герой «Изменения» Бютора).

  С точки зрения «неороманистов», человек, поглощённый и отчуждённый стихией мыслительных стереотипов или подавляемый вещными формами враждебного ему мира («В лабиринте» Роб-Грийе), способен совершить нравственное открытие, сделать своё сознание средоточием истинных ценностей, но не может превратить их в эффективный принцип практического существования — обрести индивидуальное лицо и индивидуальную судьбу. Поэтому-то нередко в «Новый роман» традиционный романический сюжет — «история» героя — уступает место его духовной «предыстории», а глубины сокровенного человеческого сознания предстают как «магма», не оформленная реальным жизненным опытом. К тому же автор отказывается от позиции всеведущего демиурга, на первый план выдвигается точка зрения, ракурс одного или нескольких персонажей.

  Перестройка структуры прозы привела к появлению новых объектов и новых способов их изображения — так возник «вещизм» Роб-Грийе (подчёркнуто бесстрастное описание предметов внешнего мира, лишающее их человеческого смысла), «подразговор» Саррот (общезначимая стихия подсознательного), полифонические тексты Бютора (мозаика мыслей, восприятий, эссе). В ряде случаев приёмы «неороманистов» получили плодотворное содержательное наполнение («Изменение» Бютора, «Вы слышите их?» Саррот). Однако игнорирование целостных характеров, фетишизация формы (в ряде теоретических «манифестов»), а также декларируемое противопоставление познавательной способности искусства и идеологии служат для советской критики основанием рассматривать «Новый роман» как разновидность модернизма.

 

  Лит.: Роман, человек, общество. На встрече писателей Европы в Ленинграде, «Иностранная литература», 1963, № 11; Великовский С., В лаборатории расчеловечивания искусства, в сборнике: О современной буржуазной эстетике, в. 1, М., 1963; Балашова Т., Французский роман 60-х годов, М., 1965; Nouveau roman: hier, aujourd'hui, v. 1—2, P., 1972.

  Г. К. Косиков.

 

Так же Вы можете узнать о...


О'Коннор Артур О’Коннор (O’Connor) Артур (4.7.1763, Митчелстаун, Корк, — 25.
Переприём телеграмм, часть технологического процесса обработки телеграмм, выполняемая на промежуточной телеграфной станции.
«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», девиз международного революционного пролетариата, боевой призыв к объединению рабочего класса и трудящихся всех стран под знаменем революционной борьбы за освобождение от социального и национального гнёта; является выражением пролетарского интернационализма.
Рыбоводство, отрасль народного хозяйства, занимающаяся рыборазведением, увеличением и улучшением качества рыбных запасов в водоёмах.
Смоланд (Smaland), возвышенность на Ю. Швеции, сводообразно приподнятая часть Балтийского щита.
Тамерлан (1336—1405), среднеазиатский полководец; см.
Улан-Баторский мясокомбинат, предприятие пищевой промышленности МНР.
Химические источники тока, устройства, вырабатывающие электрическую энергию за счёт прямого преобразования химической энергии окислительно-восстановительных реакций.
Шлюз-регулятор, гидротехническое сооружение на оросительных, обводнительных и водопроводных каналах, предназначенное для изменения (посредством затворов) режима расходов воды в них.
Автоклав (в технике) Автоклав (от авто... и латинского clavis — ключ), аппарат для проведения различных процессов при нагреве и под давлением выше атмосферного.
Атласное переплетение, один из видов переплетения нитей в тканях.
Бопп Франц Бопп (Ворр) Франц (14.9.1791, Майнц, — 23.10.
Вогезы (департамент во Франции) Вогезы (Vosges), департамент на северо-востоке Франции, частично в горах Вогезы.