Нотопечатание

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
НА НГ НД НЕ НЁ НЗ НИ НК НО НР НС НУ НЧ НЫ НЬ НЭ НЮ НЯ
НОА
НОБ
НОВ
НОГ
НОД
НОЕ
НОЖ
НОЗ
НОИ
НОЙ
НОК
НОЛ
НОМ
НОН
НОО
НОП
НОР
НОС
НОТ
НОУ
НОЧ
НОЯ

Нотопечатание, полиграфическое размножение нотных (музыкальных) текстов.

  Нотопечатание появилось вскоре после изобретения книгопечатания. В первых печатных церковных книгах текст церковных напевов набирался, а для нот, которые вписывались от руки («Латинский псалтырь», 1457), оставлялись места. Позднее печатались нотные линейки и вписывались только сами ноты («Музыкальное искусство», 1495); существует предположение, что ноты иногда штамповались. Отлитые нотные литеры (без линеек) впервые появляются в «Краткой грамматике» Ф. Нигера (Венеция, 1480). В 1498 О. Петруччи (Венеция) получает привилегию на изобретённый им способ Нотопечатание с набора металлических подвижных литер; печать была двукратной — вначале нотные линейки, затем ноты. Издания Петруччи долгое время оставались непревзойдёнными по красоте шрифта и точности соединения нот и линеек. Усовершенствовал набор П. Отен (Париж, 1525): каждая литера состояла из одной ноты и отрезка нотного стана (линеек). Шрифт Отена был предназначен для печати в один прогон и позволял воспроизводить многоголосие, но ввиду сложности процесса набора он вскоре уступил место более простому, одноголосному шрифту. В 1755 И. Брейткопф (Лейпциг) изобрёл новый наборный шрифт, каждый нотный знак которого составлялся из трёх разборных частей (головки, штиля, вязки). Широкому распространению этого шрифта препятствовала сложность набора. Более перспективной оказалась гравировка нот. Нотные примеры в книгах изготовляли в виде выпуклой гравюры на дереве («Музыкальные цветы», 1488). Первые опыты гравюры по металлу (углублённой) дают образцы Нотопечатание в виде негативов — белые ноты на чёрном фоне («Канцоны, сонеты, страмботты и фроттолы», 1515) — принцип высокой печати. Хорошо выполненная гравировка на меди в соединении с принципом глубокой печати появляется в 1586 у С. Веровио (Рим), который применил эту технику к Нотопечатание, заимствовав её у нидерландских гравёров. Этот способ позволял передавать нотный рисунок любой сложности и поэтому приобрёл широкое распространение (Англия, около 1611, сборник «Парфения»; Германия, 1615; Франция, конец 17 в.). Значительно усовершенствовали процесс гравировки Дж. Клуэр, Дж. Уолш и Дж. Эйр (Лондон, около 1730). Они начали применять доски из сплава олова со свинцом. Мягкость сплава облегчила работу и позволила выбивать пунсонами все постоянно встречающиеся знаки. Вплоть до конца 18 в. Нотопечатание производилось непосредственно с досок, что приводило к их быстрому износу. С изобретением литографии с каждой доски стали делать оттиск для переноса на литографский камень или на металлические формы для плоской печати.

  С начала 20 в. нотный рисунок переносится фотомеханич. способом на цинк (для цинкографского клише) или на тонкие пластины (алюминиевые или цинковые), являющиеся формами для офсетной печати. Оригиналами, предназначенный для фотомеханического перевода на печатные формы, помимо награвированных досок, служат нотные страницы, каллиграфически написанные от руки или вычерченные на прозрачной бумаге. В виде опытных образцов появляются пишущие машины для печатания нотных оригиналов.

  В России первые «знаменные» (безлинейные) нотные шрифты были отлиты в Москве в 1652 Ф. Ивановым и в 1678 А. Мезенцем и И. Андреевым, но печатание с них не производилось. Начало Нотопечатание в России относится к 1677, когда С. Гутовский (Москва) напечатал ноты с гравированных медных досок. В 1766 С. Бышковский (Москва) разработал способ наборного воспроизведения безлинейных нот, отличавшийся большим совершенством. По этому способу напечатаны «Ирмолог», «Октоих», «Обиход», «Праздники» (издание завершено в 1772). Светские музыкальные сочинения первоначально печатались в России методом гравировки на меди («Коронационный кант», 1730; «Между делом безделье» Г. Нотопечатание Теплова, Петербург, 1751) или наборным шрифтом И. Брейткопфа (издания его сына, Б. Брейткопфа, Петербург, 1781—1800). В 19 в. нотные издания в России осуществлялись посредством обычной гравировки.

  В СССР наряду с гравировкой наиболее распространён метод штамповки нот типографской краской на миллиметровой бумаге при помощи набора штампов, лекал и с применением рейсфедера. Получает распространение (с 1959) метод фотонабора, при котором нотный текст монтируется из пластмассовых нотных знаков на большой доске, составленной из полос резины. После корректуры доски фотографируются. При небольших тиражах, а также для предварительного ознакомления специалистов ноты печатаются с рукописей на светокопировальных аппаратах.

 

  Лит.: Юргенсон Б., Очерк истории нотопечатания, М., 1928; Кунин М. Е., Нотопечатание, 2 изд., М., 1966; Иванов Г. К., Нотоиздательское дело в России, М., 1970; Luther W., Schaal R., Notendruck, в кн.: Musik in Geschichte und Gegenwart. Allgemeine Enzykiopädie der Musik, Bd 9, Kassel — Basel, 1961, S. 1667—1695; Notendruck-und-stich, в кн.: Riemann Нотопечатание, Musik-Lexikon, Bd 3, Sachteil, Mainz, 1967, S. 638—41.

  Нотопечатание А. Копчевский.

 

Так же Вы можете узнать о...


Фурии, в древнеримской мифологии богини мщения, обитающие в подземном царстве.
Яррото, Ярато, название нескольких озёр на С.
Бокий Борис Иванович [11(23).7.1873, Тифлис, — 13.
Главная палата мер и весов, центральное государственное метрологическое учреждение, созданное в России в 1893 по инициативе Д.
Зорилла (Ictonyx striatus), хищное млекопитающее семейства куньих.
Коронограф (от лат. corona — венец, венок и .
Мензура (от лат. mensura — мера), 1) расчётные данные для определения размерных величин источника звука в музыкальных инструментах.
Павликовская-Ясножевская Мария Павликовская-Ясножевская (Pawlikowska-Jasnorzewska) Мария (20.
Реформация (от лат. reformatio — преобразование, исправление), в 16 в.
Судомская возвышенность, возвышенность в Псковской области РСФСР, к Ю.
Хагеруп Ингер Хагеруп (Hagerup) Ингер (р. 12.4.1905, Берген), норвежская поэтесса.
1,2,3-Бензотриазол, органическое соединение; белые игольчатые кристаллы; tпл 96—98,5°С, в воде не растворяется, растворим в спирте, бензоле.
Болотная лихорадка, устаревшее название малярии.
Глинка Сергей Николаевич [5(16).7.1775 (по др.
Иванов Семен Павлович [р. 18(31).8.1907, деревня Поречно, ныне Смоленского района Смоленской области], советский военачальник, генерал армии (1968), Герой Советского Союза (8.
Коферменты [от лат. co (cum) — вместе и ферменты], органические соединения небелковой природы, участвующие в ферментативной реакции в качестве акцепторов отдельных атомов или атомных групп, отщепляемых ферментом от молекулы субстрата.
Мигел Брагансский, Мигел Мария Эваришту ди Браганса (Miguel Maria Evaristo de Braganca) (26.