Книгопечатание

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КНА
КНД
КНЕ
КНИ
КНО
КНР
КНУ
КНЯ

Книгопечатание, комплекс производственных процессов, целью которых является изготовление печатной продукции.

  Изобретение Книгопечатание сыграло огромную роль в социально-политической и историко-культурной жизни человечества. Книгопечатание Маркс считал Книгопечатание одной из необходимых предпосылок буржуазного развития (см. Книгопечатание Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 30, с. 262). Ф. Энгельс, перечисляя факторы, обусловившие возрождение науки в 15—16 вв. «после темной ночи средневековья», называет среди них и изобретение печатного станка. По словам Энгельса, духовенство «в результате изобретения книгопечатания и роста потребностей все более расширяющейся торговли... лишилось монополии не только на чтение и письмо, но и на более высокие ступени образования» (там же, т. 7, с. 350—51). Возникновение Книгопечатание содействовало становлению и дальнейшему развитию литератур на национальных языках, унификации орфографии и графических форм письма, что, в свою очередь, способствовало развитию образования. С появлением Книгопечатание печать стала мощнейшим средством распространения и сохранения идей и знаний, безгранично сильным оружием социальной и идеологической борьбы, научного исследования и развития культуры. См. также статьи Печать, Книга, Газета, Журнал, Издательское дело.

Материально-техническую основу Книгопечатание составляет полиграфический процесс, который состоит в формировании красочного изображения, аналогичного оригиналу, и в передаче этого изображения на воспринимающую поверхность (например, на бумагу). Книгопечатание предполагает печатание текста с наборной формы, составленной из отдельных элементов — литер.

Обычно термин «Книгопечатание» применяют, говоря об истории изготовления печатной книги, для современного книгопечатного производства чаще используют термин полиграфия.

Первые опыты Книгопечатание были предприняты в 1041—48 китайцем Би Шэном. Возникновение Книгопечатание в Европе относят к 40-м гг. 15 в. и связывают с именем И. Гутенберга. Металлические наборные литеры изготовлялись путём выдавливания пуансоном в мягком металле углублённого изображения буквы — матрицы и последующей отливки в неё типографского сплава. Литеры располагались в систематическом порядке в ячейках кассы наборной. Для собственно печатания был создан ручной печатный станок. Гутенберг воспроизводил полиграфическим способом лишь текст. Типографское воспроизведение орнаментики в книге, отпечатанной с набора, было предпринято немецким печатником П. Шёффером в 1457 на страницах так называемой Майнцской псалтыри. В 1461 в Бамберге типограф А. Пфистер выпускает книги с гравированными на дереве иллюстрациями. Книгопечатание быстро распространилось в Европе. Первая так называемая анонимная типография в Москве возникла около 1553. В 1564 И. Федоров и П. Мстиславец в Москве напечатали первую точно датированную русскую печатную книгу «Апостол». На протяжении всего 15 в. параллельно с ксилографией развивается углублённая гравюра на металле. Первый опыт применения таких гравюр в книге сделан в 1475 англичанином У. Кэкстоном в Брюгге. Гравированные на металле иллюстрации и текст с наборной формы впервые отпечатал на одном листе флорентийский типограф Н. ди Лоренцо в 1477. В 16—18 вв. возникают различные способы изготовления иллюстрационных форм глубокой печати: офорт, мягкий лак, меццо-тинто, акватинта и др. Реконструкция печатного станка сводилась к механизации отдельных процессов, первоначально выполнявшихся вручную, а также к последовательной замене деревянных частей металлическими.

  Большую роль в развитии Книгопечатание сыграла так называемая типометрия — типографская система мер, предложенная французом П. С. Фурнье в 1737 и впоследствии усовершенствованная Ф. Дидо. В конце 18 в. появляются новые способы изготовления печатных форм — торцовая гравюра на дереве, изобретённая англичанином Т. Бьюиком, и литография, изобретённая немцем А. Зенефельдером.

  Промышленная революция в Книгопечатание связана с созданием печатной машины (Ф. Кёниг). 29 ноября 1814 на машине впервые был отпечатан номер газеты «Таймс» (Лондон). Совершенствование иллюстрационных процессов в 19 в. шло по линии создания фотомеханических способов репродуцирования — фототипии, цинкографии, автотипии, растровой глубокой печати. В конце 19 в. начинается внедрение в производство наборных и брошюровочно-переплётных машин. Первый патент на наборную машину выдан англичанину У. Черчу в 1822. В 1867 русский изобретатель П. П. Княгининский построил первую автоматическую наборную машину. В 1886 немецкий изобретатель О. Мергенталер запатентовал машину линотип. Идея фотографического набора выдвинута в 1894 венгерским изобретателем Е. Порцельтом. Первую фотонаборную машину построил в 1895 В. А. Гассиев. В области печатных процессов рубеж 19 и 20 вв. ознаменован появлением машин глубокой и офсетной печати. 20 в. стал в Книгопечатание периодом перехода от машин, механизирующих отдельные производственные операции, к автоматизированным поточным линиям. В начале века полиграфические машины переводятся на электропривод. В 30—40-х гг. появляются электрические контрольно-блокирующие и измерительные устройства. В 50—60-х гг. в Книгопечатание начинает применяться электроника. Электронные счетно-решающие устройства произвели подлинную революцию в наборной технике. Фотоэлектроника рационализировала процессы изготовления иллюстрационных форм, цветокорректуру и цветоделение. Появились электрические способы формирования изображения (см. Электрофотография). Развиваются бесконтактные электрические способы переноса красочного изображения. Широкое применение находят синтетические материалы — от фотополимерных печатных форм до пластмассовых переплётных крышек.

 

Лит.: Щелкунов М. И., История, техника, искусство книгопечатания, М. — Л., 1926; Орлов Б. П., Полиграфическая промышленность Москвы. Очерк развития до 1917 г., М.. 1953; 400 лет русского книгопечатания, [т. 1—2], М., 1964; Немировский Е. Л., Возникновение книгопечатания в Москве. Иван Федоров, М., 1964: Пятьсот лет после Гутенберга. 1468—1968, М., 1968; Lülfing Н.. Johannes Gutenberg und das Buchwesen des 14. und 15. Jahrhunderts, Lpz., 1969.

  Е. Л. Немировский.

Так же Вы можете узнать о...


Тийо Жан Опост Мари Тийо, Тильо (Tilho) Жан Опост Мари (1.3.1875, Домм, Дордонь, — 1956, Париж), французский исследователь Африки, член Парижской АН (1932).
Троице-Сергиева лавра, крупнейший русский монастырь.
Ундер (псевдоним; настоящее имя и фамилия Марие Адсон) [р.
Фёдоров Виктор Степанович [р. 16(29).5.1912, Армавир], советский государственый и партийный деятель, кандидат технических наук (1937), Герой Социалистического Труда (1944).
Фтабатэй Симэй (псевдоним; настоящее имя — Хасэгава Тацуноскэ) (28.
Холтосон, посёлок городского типа в Закаменском районе Бурятской АССР.
Чайковская Елена Анатольевна (р. 30.12.1939, Москва), советская спортсменка (фигурное катание), мастер спорта (1957), заслуженный тренер СССР (1970), балетмейстер (в 1964 окончила ГИТИС им.
«Шарк Юлдузи» («Звезда Востока»), узбекский советский литературно-художественный и общественно-политический журнал.
Щёточная каёмка, совокупность палочковидных структур на поверхности некоторых клеток животных и человека.
Эпидемия (греч. epidemia, от epi — на, среди и demos — народ), распространение какой-либо инфекционной болезни человека, значительно превышающее уровень обычной (спорадической) заболеваемости на данной территории.
Ястреба (Accipiter), род птиц отряда хищных.
Акростих (греч. akrostichis, от ákros — крайний и stichos — строка), стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образуют какое-либо слово или фразу.
Андерсон Шервуд Андерсон (Anderson) Шервуд (13.9. 1876, Камден, штат Огайо, — 8.
Асидерит, название каменного метеорита, почти вышедшее из употребления.