Обломы архитектурныеБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Обломы архитектурные, различные по своему поперечному сечению (профилю) протяжённые архитектурные элементы, расположенные преимущественно по горизонтали (на цоколях, в карнизах, междуэтажных поясах или тягах, базах колонн), а иногда по наклонной (в карнизах фронтонов), кривой (в архивольтах арок, нервюрах) или ломаной (обрамления порталов, окон) линии. Обломы архитектурные широко распространены главным образом в ордерном зодчестве (см. Ордер архитектурный). Обломы архитектурные, связанные с характерными стилистическими особенностями каменного зодчества разных народов и эпох, часто относят к архитектурному декору. Однако в ряде случаев их следует рассматривать как одно из специфических средств для усиления или изменения образно-художественной выразительности тектонической основы здания. Особое значение Обломы архитектурные приобрели в Древней Греции, откуда вместе с классическими ордерами были заимствованы зодчеством сначала Древнего Рима, затем Возрождения и европейской архитектурой последующих эпох. В современной архитектуре применительно к металлическим, бетонным и деревянным элементам на фасадах зданий вместо термина «О.» употребляется термин профили (переплёты остекления, а также обрамления и тяги на навесных стеновых панелях и пр.). Слегка изменяя сочетания, кривизну (по сечению классические Обломы архитектурные разделяются на прямолинейные и криволинейные) и вынос Обломы архитектурные, архитекторы по-разному характеризовали основание и увенчание здания или взаимосвязь его частей (например, соотношение выступа и высоты Обломы архитектурные подчёркивает тяжесть либо лёгкость выше расположенных частей здания). Классические греческие архитектурные обломы: 1 — полочка (иначе — плинт, плита); 2 — валик, или вал (торус), и четвертной вал (до пунктира) [строятся по дугам окружности или более сложным кривым (правый чертёж)]; 3 — дорический «ястребиный клюв» (слезник) и этапы его развития; 4 — дорическая кима (киматий), или гусёк (а — прямой, б — обратный); 5 — ионический «лесбийский киматий», или каблучок (а — прямой, б — обратный); 6 — выкружка, строящаяся по кривым, близким к дугам окружности; 7 — скоция (асимметричная выкружка с профилем двухцентровой дуги или более сложной кривой); 8 — астрагал (сочетание полочки с валом и выкружки).
Лит.: Султанов Н., Теория архитектурных форм. Каменные формы, СПБ, 1903; Михайловский И. Б., Теория классических архитектурных форм, 3 изд., М., 1944; Shoe L. Т., Profiles of Greek mouldings, Camb. (Mass.), 1936. В. Ф. Маркузон.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|