Олигофренопедагогика

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ОА ОБ ОВ ОГ ОД ОЖ ОЗ ОИ ОЙ ОК ОЛ ОМ ОН ОО ОП ОР ОС ОТ ОУ ОФ ОХ ОЦ ОЧ ОШ ОЩ ОЯ
ОЛА
ОЛБ
ОЛД
ОЛЕ
ОЛЁ
ОЛИ
ОЛЛ
ОЛО
ОЛП
ОЛТ
ОЛУ
ОЛЫ
ОЛЬ
ОЛЮ
ОЛЯ

Олигофренопедагогика, отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения, пути коррекции недостатков развития умственно отсталых детей, а также вопросы их социальной реабилитации. Возникла в начале 19 в. как определённое направление в развитии медицины и педагогики. Первыми воспитателями умственно отсталых детей в специальными отделениях при психиатрических лечебницах и специальных приютах были врачи. Французский врач и педагог Э. Сегенразработал в середине 19 в. систему воспитания и обучения умственно отсталых детей, основанную на развитии их активности, дееспособности с помощью специального режима и особых упражнений — тренировок органов чувств, внимания, моторики, воли. Во 2-й половине 19 в. с введением во многих странах всеобщего начального обучения усилилосьвнимание к лёгким формам умственной отсталости детей; для них стали создаваться специальные классы и школы. Становление Олигофренопедагогика за рубежом связано с именами Ж. Демора и Олигофренопедагогика Декроли (Бельгия), Б. Меннеля и А. Фукса (Германия), А. Бине, Ж. Филиппа и П. Бонкура (Франция). В разработку отечественной дореволюционной и советской Олигофренопедагогика значительный вклад внесли Е. К. Грачева, М. П. Постовская, В. П. Кащенко, А. Н. Граборов, Л. С. Выготский, Г. М. Дульнев и др. Первый вспомогательный класс для умственно отсталых детей в России был открыт в 1908, первая вспомогательная школа — в 1910. В СССР воспитание и обучение детей с лёгкими формами умственной отсталости осуществляется в специальных вспомогательных школах и направлено на максимальную коррекцию недостатков их развития, подготовку к трудовой деятельности, а следовательно, на их социальную реабилитацию. Это достигается специальной организацией игровой, учебной и трудовой деятельности умственно отсталых детей. Советские олигофренопедагоги отвергают получившие распространение за рубежом формальные тренировочные упражнения (сенсорно-моторная культура, психическая ортопедия) как главное средство коррекции. Определяющее значение имеют гигиенический и охранительный режим, оберегающий нервную систему ребёнка, организованный здоровый детский коллектив, привлечение детей к общественно полезному труду во вспомогательной школе и вне её, единство и постоянство требований школы и семьи. Советская Олигофренопедагогика придаёт большое значение обогащению чувственного опыта ребёнка, развитию его речи, рациональному использованию словесных и наглядных методов в учебно-воспитательном процессе, практической направленности обучения. На основе динамического психологопедического изучения умственно отсталых детей осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребёнку.

  Олигофренопедагогов готовят дефектологические факультеты педагогических институтов (см. Педагогическое образование). Научно-исследовательская работа в области Олигофренопедагогика ведётся в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР и на кафедрах дефектологических факультетов педагогических институтов.

 

  Лит.: Принципы отбора детей во вспомогательные школы. Под ред. Г. М. Дульнева и А. Р. Лурия, 2 изд., М., 1960; Граборов А. Н., Очерки по олигофренопедагогике, М., 1961; Воспитательная работа во вспомогательной школе. Под ред. Г. М. Дульнева, М., 1961; Пинский Б. И., Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников, М., 1962; Лурье Н. Б., Коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми, М., 1962; Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы, М., 1965; Дульнев Г. М., Основы трудового обучения во вспомогательной школе, М., 1969; Рубинштейн С. Я., Психология умственно отсталого школьника, М., 1970; Замский Х. С., История олигофренопедагогики, М., 1974.

  Х. С. Замский.

Так же Вы можете узнать о...


Армориканская возвышенность, Армориканские горы (Massif armoricain), возвышенность на северо-западе Франции, на полуостровах Бретань и Котантен.
Байрактар Мустафа-паша Байрактар (Bayraktar) Мустафа-паша (1765 — 16.
Белый Городок, посёлок городского типа в Кимрском районе Калининской области РСФСР, на правом берегу Волги.
Боймлер Альфред Боймлер (Baumler) Альфред (р. 19.11.1887), немецкий философ, один из идеологов немецкого фашизма.
Бур почвенный, прибор для взятия образцов почвы с разных её глубин.
«Великий почин» (О героизме рабочих в тылу. По поводу  «коммунистических субботников»), статья В.
Внутренние равнины равнинная область в Центральной части Южной Америки, от 10° до 39° южной широты.
Высшие профсоюзные школы, 1) высшая школа профсоюзного движения (ВШПД) в Москве, высшее учебное заведение по подготовке квалифицированных профсоюзных работников.
Генк (Genk), город в Бельгии, в провинции Лимбург.
Гойтисоло Хуан Гойтисоло, Гойтисоло-Гай (Goytisolo-Gay) Хуан (р.
Грумант, древнерусское название архипелага Шпицберген.
Демерара (Demerara), река в Гайане (Южная Америка).