Дефектология

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ДА ДВ ДД ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДП ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДЕА
ДЕБ
ДЕВ
ДЕГ
ДЕД
ДЕЕ
ДЕЖ
ДЕЗ
ДЕИ
ДЕЙ
ДЕК
ДЕЛ
ДЕМ
ДЕН
ДЕО
ДЕП
ДЕР
ДЕС
ДЕТ
ДЕУ
ДЕФ
ДЕХ
ДЕЦ
ДЕЧ
ДЕШ
ДЕЭ
ДЕЯ

Дефектология (от лат. defectus — недостаток и ...логия), научная отрасль, изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания.

  В Дефектология входят специальные педагогики: сурдопедагогика (изучающая процессы воспитания и обучения детей с недостатками слуха); тифлопедагогика (процессы воспитания и обучения детей с дефектами зрения); олигофренопедагогика (проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей); логопедия (проблемы изучения и исправления недостатков речи). Дефектология включает также проблемы обучения и воспитания детей со сложными дефектами (слепоглухонемота, слепота или глухонемота с интеллектуальными нарушениями и др.). К Дефектология, кроме того, относятся специальная психология, охватывающая психологическое изучение детей с упомянутыми выше дефектами развития, а также сурдотехника и тифлотехника, разрабатывающие технические средства обучения, коррекции и компенсации дефекта. Внутри Дефектология продолжается дифференциация и возникновение новых областей (например, области изучения детей с временными задержками психического развития, с двигательными нарушениями и др.); в область Дефектология включаются вопросы, связанные с общеобразовательной и профессиональной подготовкой взрослых с дефектами, например зрения и слуха.

  Как целостная отрасль знания Дефектология складывается в результате развития и сближения отдельных её областей, установления общих закономерностей в развитии, обучении и воспитании детей с разными видами дефектов. Большое значение для выявления этих закономерностей имеет применение комплексного разностороннего подхода к изучению аномальных детей с участием педагогов, врачей, физиологов, психологов и др. специалистов.

  Клинико-физиологическое и психологическое изучение аномальных детей составляет естественнонаучную основу входящих в Дефектология специальных педагогик. На данных этого изучения базируется решение вопросов о сроках, системе и методах обучения и воспитания детей с тем или иным типом нарушений в развитии, о путях и средствах коррекции и компенсации недостатков их развития через систему специального обучения и воспитания, включая их подготовку к общественно полезному труду.

  Дефектология тесно связана с рядом смежных наук — невропатологией, патофизиологией, общей и медицинской генетикой, патопсихологией, педагогической и детской психологией, общей педагогикой, языкознанием и др. В свою очередь, она даёт уникальный материал для этих наук, а также для теории познания.

  Советская Дефектология сложилась в борьбе с идеалистическими концепциями в области закономерностей развития аномального ребёнка, порождавшими теории о крайней ограниченности возможностей развития аномальных детей, сводившими основную задачу Дефектология к приспособлению аномальных детей к элементарному физическому труду. Благоприятной основой для развития советской Дефектология явились законодательные акты Советского государства, которыми обучение и воспитание аномальных детей было включено в общегосударственную систему народного образования, а затем введено всеобщее обязательное обучение этих детей, а также созданы специальные научно-исследовательские учреждения и учебные заведения для подготовки специалистов-дефектологов (см. в ст. Педагогическое образование). Научная разработка вопросов Дефектология в СССР ведётся в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР (Москва), институтах педагогики и психологии УССР (Киев) и в некоторых др. научных учреждениях, а также на кафедрах дефектологических факультетов педагогических институтов. Значительная научно-методическая работа проводится учителями специальных школ. Выходили сборники «Учебно-воспитательная работа в специальных школах» (1940—57) и «Специальная школа» (1958—68). С 1969 издаётся журнал «Дефектология».

  За рубежом (кроме социалистических стран) вместо понятия Дефектология применяется более ограниченное понятие «специальное обучение» (special education), сужающее область Дефектология как науки и имеющее в значительной мере прагматическую направленность. В ФРГ, Австрии и Швейцарии распространено также более узкое понятие «лечебная педагогика» («Heilpädagogik»).

 

  Лит.: Доброва А. Дефектология, Очерк истории советской дефектологии (1917—1929), М., 1952 (дисс.); Основы обучения и воспитания аномальных детей, М., 1965; Дьячков А. И., Развитие советской дефектологии, «Советская педагогика», 1967, № 9; Дефектологический словарь, 2 изд., М., 1970.

  В. И. Лубовский.

 

Так же Вы можете узнать о...


Хлопчатник (Gossypium), род многолетних растений семейства мальвовых.
Цитрусовая нематода (Tyienchulus semipenetrans), червь-паразит из класса круглых червей, или нематод.
Шаповалов Александр Сидорович [28.8(9. 9).1871, с.
Эберт Фридрих (р. 1894) Эберт (Ebert) Фридрих (р. 12.9.1894, Бремен), партийный и государственный деятель ГДР.
Эритрокруорин (от греч. erythros — красный и лат.
Абсолютный спирт, этиловый спирт, практически не содержащий воды.
Алекси-Месхишвили Владимир Сардионович Алекси-Месхишвили (Алексеев-Месхиев, Ладо Месхишвили) Владимир Сардионович [16(28).
Анфилада (франц. enfilade), ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проёмы которых расположены на одной оси, благодаря чему при открытых дверях создаётся сквозная перспектива всех интерьеров.
Ахмедов Рахим (р. 26.7.1921, Ташкент), советский живописец, народный художник Узбекской ССР (1962).
Бегичева острова, острова в юго-западной части моря Лаптевых у выхода из Хатангского залива, в Якутской АССР.