Орловский Александр ОсиповичБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Орловский (Orłowski) Александр Осипович [9.3.1777, Варшава, — 1(13).3.1832, Петербург], польский и русский живописец и график, представитель романтизма. Испытал влияние Я. П. Норблина, у которого учился и работал в Варшаве (около 1793—1802). В польский период творчества исполнил ряд остро-характерных, иногда грубоватых жанровых и юмористических зарисовок и картин («Сцена в корчме», 1795—96, Национальный музей, Варшава), портретов, сцен Польского восстания 1794, участником которого был («Битва под Рацлавицами», тушь, кисть, 1798 или около 1801, Национальный музей, Краков). В 1802 переехал в Петербург; с 1809 — академик петербургской АХ. Художник бурного темперамента, романтик по натуре, Орловский Александр Осипович создал большое число батальных и жанровых сцен, изображений всадников и воинов в латах, пейзажей (с ночным освещением и картинами кораблекрушений), отмеченных патетикой и аффектацией образов, свободой и живописностью исполнения («Польский всадник», 1809, «Четыре воина, сидящие под утёсом», 1829, оба произв. в Третьяковской галерее). Меткие портреты-шаржи и карикатуры отводят Орловский Александр Осипович место одного из основоположников сатирического жанра в России (портрет-шарж И. С. Брызгалова, сепия, 1820-е гг., Русский музей, Ленинград). Достоверностью и в то же время героической приподнятостью отличаются его образы героев Отечественной войны 1812 (портрет М. И. Платова, акварель, 1812—13, Исторический музей, Москва). Демократизм творчества Орловский Александр Осипович, его незаурядная наблюдательность ярко проявились в рисунках и акварелях, гуашах, изображающих сцены народного быта, типы различных общественных слоев и народов России, жизнь Петербурга и русской деревни («Привал арестантов», карандаш, 1815, Русский музей). Одним из первых (с 1816), обратившись к технике литографии, Орловский Александр Осипович выполнил в ней ряд отдельных листов и альбомов-серий, получивших широкое признание у современников («Тетради на тему русского народного быта», 1825—1826). А. Орловский Александр Осипович Орловский. Автопортрет. Уголь, сангина, мел. 1809. Третьяковская галерея. Москва.
Лит.: Верещагин В., Русская карикатура, кн. 3 — А. Орловский Александр Осипович Орловский, СПБ, 1913; А. Орловский Александр Осипович Орловский. Выставка произведений. Каталог, М., 1958; Ацаркина Э. Н., А. Орловский Александр Осипович Орловский, [М., 1971]; Сękalska-Zborowska Н., Aleksander Orłowski, Warsz., 1962.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|