Промышленный транспорт

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПРА
ПРЕ
ПРЁ
ПРЖ
ПРИ
ПРО
ПРУ
ПРШ
ПРЫ
ПРЮ
ПРЯ

Промышленный транспорт, производственный транспорт промышленных предприятий, осуществляющий перемещение предметов и продуктов труда в сфере производства. С одной стороны, Промышленный транспорт является неотъемлемой составной частью производства, а с другой — важнейшим звеном транспорта общего пользования. Объём перевозок ж.-д. и автомобильного Промышленный транспорт примерно в 1,5 раза превышает объём перевозок этими видами транспорта общего пользования в год (свыше 12 млрд. т в 1973), объём погрузочно-разгрузочных и подъёмно-транспортных работ составил в 1973 свыше 50 млрд. тонна-перевалок при уровне механизации работ до 70%. Численность рабочих, занятых на Промышленный транспорт, составляет примерно 1/4 от общей численности рабочих промышленности. По территориальному признаку эксплуатации и связи с технологическим процессом производства Промышленный транспорт разделяется на внутренний и внешний. В обрабатывающей промышленности внутренний транспорт включает внутрицеховой и межцеховой, а в добывающей — внутришахтный (подземный), транспорт на поверхности и карьерный транспорт (при открытом способе разработки). Внутрицеховой Промышленный транспорт является составной частью технологического процесса производства, выполняя в пределах цехов перемещения заготовок и узлов между рабочими местами, участками и отделениями. Межцеховым Промышленный транспорт, преимущественно не связанным с технологическим процессом, осуществляются перемещения материалов, полуфабрикатов и готовых изделий между цехами и складами, расположенными на территории предприятия или в одном с ним промышленном узле. Для современных машиностроительных предприятий характерна организация т. н. сквозного транспорта, объединяющего внутрии межцеховые перемещения. Внешний Промышленный транспорт предназначен для доставки на предприятия сырья, топлива, материалов, оборудования и др. грузов, а также для вывоза с территории предприятий готовой продукции в пункты передачи её на магистральный транспорт или непосредственно потребителю. На промышленных предприятиях СССР используют различные виды транспорта: железнодорожный, водный, автомобильный, напольный безрельсовый, конвейерный, канатно-подвесной, монорельсовый подвесной (канатные и монорельсовые дороги) и трубопроводный (гидравлический транспорт и пневматический). Техническую базу Промышленный транспорт составляют: ж.-д. и автомобильный подвижной состав, плавучие средства, подъёмно-транспортные и погрузочно-разгрузочные машины, транспортные здания (например, депо, гаражи, ремонтные мастерские), сооружения (пути, дороги, причалы, эстакады, галереи и др.).

  На долю железнодорожного транспорта в промышленности приходится 36% всего объёма перевозок сыпучих грузов. Протяжённость ж.-д. путей составляет около 130 тыс. км. Наиболее развитые ж.-д. хозяйства имеют чёрная и цветная металлургия, угольная и лесная промышленность, машиностроение. Повышение технического уровня ж.-д. транспорта промышленных предприятий выражается во внедрении прогрессивных видов тяги (тепловозов и электровозов), 4и 6-осных специализированных вагонов, в том числе саморазгружающихся, средств автоматики и телемеханики, диспетчеризации. Средствами водного транспорта выполняется в основном погрузка и разгрузка судов общего пользования, а при наличии у предприятий собственного флота — также и внешние перевозки. Например, из общего объёма сухогрузов, перевозимых ежедневно речным транспортом общего пользования, свыше 25% загружается и выгружается на причалах промышленных предприятий, число которых превышает 1500, с общей длиной причальной линии свыше 157 км. Техническая оснащенность причалов, шахт, рудников, карьеров, металлургических, машиностроительных и др. заводов характеризуется наличием различного оборудования: конвейеров, береговых и плавучих подъёмных кранов, пневмоперегружателей и т.п. Доля автомобильного транспорта в общем объёме перевозок сыпучих грузов, выполняемых Промышленный транспорт, составляет свыше 46%. На предприятиях в различных отраслях промышленности для внутренних и внешних перевозок используются бортовые автомобили и самосвалы, тракторные самосвалы, седельные тягачи, трайлеры, троллейвозы и т.п. Напольный и безрельсовый транспорт применяется преимущественно на предприятиях обрабатывающей промышленности в качестве внутрицехового Промышленный транспорт (электропогрузчики, электротележки, напольные штабелёры) и межцехового Промышленный транспорт (автопогрузчики, автои электротягачи с прицепными тележками). Мобильность и возможность работы с различными грузами при наличии необходимого для этого ассортимента съёмных грузозахватных устройств делают применение погрузчиков весьма эффективным также и в технологических процессах. Конвейерный транспорт, доля которого в общем объёме перемещения сыпучих грузов составляет 12%, обладает высокой производительностью и возможностью полной автоматизации транспортно-перегрузочного процесса, является одним из наиболее эффективных видов внутреннего и внешнегоПромышленный транспорт Применение его взамен ж.-д. и автомобильного Промышленный транспорт позволяет более экономично решать генеральные планы предприятий и обеспечивать доставку массовых сыпучих грузов (уголь, руда, песок и др.) на большие расстояния (до 100 км и более). Канатно-подвесной транспорт широко используется в промышленности (угольной, строительных материалов, металлургической, химической и др.) для внутренних и внешних перевозок грузов (например, полезных ископаемых от мест добычи к пунктам потребления или передачи на др. виды транспорта, а породы в отвал). Монорельсовый транспорт применяется главным образом в обрабатывающей промышленности в качестве внутрицехового и межцехового Промышленный транспорт Техническими средствами этого вида Промышленный транспорт являются электрические тали, подвесные электротягачи и электротележки. Гидравлический и пневматический транспорт обладает теми же преимуществами, что и конвейерный транспорт, и применяется в качестве внутреннего и внешнего транспорта машиностроительных предприятий, в угольной, горнорудной и др. отраслях промышленности. Гидротранспорт используется для удаления в отвалы отходов литейного производства, перемещения породы на открытых горных разработках, для доставки полезных ископаемых. Пневмотранспорт применяется в качестве внутреннего Промышленный транспорт в машиностроении — для подачи материалов в литейные цехи, для доставки в выработки шахт закладочного материала и т.п. Новый вид пневмотранспорта — пневмокапсульный, как и гидротранспорт, перспективен для перемещения грузов на большие расстояния.

  Выбор вида Промышленный транспорт производится на основе технико-экономических расчетов, трудоёмкость которых может быть значительно сокращена при наличии заранее разработанных областей рационального применения различных видов транспорта, в зависимости от основных факторов (например, грузопотока, дальности перевозок, рельефа местности и т.п.).

  Технический прогресс в области Промышленный транспорт характеризуется следующими главными направлениями: совершенствование организации работ и управления в результате внедрения комплексной производственной технологии, регламентирующей весь процесс производства, включая работы, выполняемые Промышленный транспорт, разработки взаимоувязанной технологии работы Промышленный транспорт с магистральным транспортом; развитие новых форм организации управления ж.-д. и автомобильным Промышленный транспорт на основе объединения их в крупные отраслевые и межотраслевые предприятия и комбинаты; организация специализированных баз по ремонту транспортной техники; внедрение централизованных межцеховых перевозок по заранее разработанным маршрутам и графикам (расписанию); внедрение автоматизированного управления Промышленный транспорт как подсистемы АСУ предприятий; механизация и автоматизация подъемно-транспортных и погрузочно-разгрузочных работ и внедрение новой техники, особенно непрерывного транспорта, а также научной организации труда, передового опыта и достижений науки и техники.

 

  Лит.: Берников Л. Н., Пути совершенствования промышленного транспорта, М., 1970; Коновалов В. С., Организация, механизация и экономика заводского транспорта, М., 1973.

  В. С. Коновалов.

 

Так же Вы можете узнать о...


Ларсон Карл Ларсон (Larsson) Карл (28.5.1853, Стокгольм, — 22.
Мауленов Сырбай (родился 17.9.1922, посёлок Тургай, ныне Тургайской области), казахский советский поэт.
Народно-освободительная война в Китае 1946—49, гражданская война между силами, руководимыми Коммунистической партией Китая (КПК), и контрреволюционным блоком помещиков и компрадорской буржуазии, политической партией которого был гоминьдан, поддержанный США.
Отрадный (до 1956 — поселок Отрадное), город областного подчинения в Куйбышевской области РСФСР.
Понтийское царство, Понт, эллинистическое государство в Малой Азии в 302 (или 301) — 64 до н.
Ритца и Галёркина методы, широко распространённые прямые методы решения главным образом вариационных задач и краевых задач математического анализа (см.
Скандий (лат. Scandium), Sc, химический элемент III группы периодической системы Менделеева: атомный номер 21, атомная масса 44,9559; лёгкий металл с характерным жёлтым отливом, который появляется при контакте металла с воздухом.
Тайные союзы, тайные общества, поздняя форма мужских союзов, возникавшая в процессе разложения первобытнообщинного строя и использовавшаяся родо-племенной верхушкой для установления господства над рядовыми общинниками.
Унитарный (франц. unitaire, от лат. unitas – единство), объединённый, единый, составляющий одно целое.
Хроматическая аберрация, одна из основных аберраций оптических систем, обусловленная зависимостью преломления показателя (ПП) прозрачных сред от длины волны света (см.
Экзобиология (от экзо... и биология), экспериментальная научная дисциплина, посвященная поиску и исследованию внеземных форм жизни.
Алст, Алост (флам. Aalst, франц. Alost), город в Бельгии, в провинции Восточная Фландрия.
Безлепестные растения (Apetalae), название групп семейства двудольных растений, лишённых околоцветника, имеющих его в зачаточном состоянии (например, ивовые) или обладающих лишь простым околоцветником, т.
Ваханцы, народ, живущий на Ю. Горно-Бадахшанской АО Таджикской ССР.
Геловани Арчил Викторович [14(27).11.1915, с.
Делятин, посёлок городского типа в Надворнянском районе Ивано-Франковской области УССР.
Зеебека эффект, термоэлектрический эффект Зеебека, возникновение электродвижущей силы в электрической цепи, состоящей из последовательно соединённых разнородных проводников, контакты между которыми находятся при различных температурах.
Каринян Арташес Баласиевич Каринян (псевдоним; настоящая фамилия Габриэлян) Арташес Баласиевич [р.