Розанов Василий Васильевич

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
РА РВ РД РЕ РЁ РЖ РИ РК РН РО РП РС РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РОА
РОБ
РОВ
РОГ
РОД
РОЕ
РОЖ
РОЗ
РОЙ
РОК
РОЛ
РОМ
РОН
РОО
РОП
РОР
РОС
РОТ
РОУ
РОХ
РОЧ
РОШ
РОЩ
РОЭ
РОЮ
РОЯ

Розанов Василий Васильевич [20.4(2.5).1856, Ветлуга — 5.2.1919, Сергиев посад, ныне Загорск], русский религиозный философ, литературный критик и публицист. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1880—1893 преподавал в гимназии (Симбирск, Елец, Белый, Вязьма). Его 1-я книга «О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания» (1886) — один из вариантов гегельянского обоснования науки — успеха не имела; однако она примечательна тем, что содержит программу позднейшего мистического теизма Розанов Василий Васильевич Широкую популярность снискал литературно-философский этюд Розанов Василий Васильевич «Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского» (1891), положивший начало последующему истолкованию Ф. М. Достоевского как религиозного мыслителя у Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова и др., с которыми позднее Розанов Василий Васильевич сблизился как участник религиозно-философских собраний (1901— 1903). С конца 1890-х гг. Розанов Василий Васильевич — видный журналист позднеславянофильского толка, сотрудник журнала «Русский вестник» и «Русское обозрение», один из ведущих публицистов «Нового времени». Статьи Розанов Василий Васильевич вызывали резкую критику со стороны революционных марксистов (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 172). Сознательная беспринципность и двусмысленность его высказываний была с осуждением встречена либералами. Выступая, как правило, с шовинистических позиций, Розанов Василий Васильевич, однако, не был последовательным охранителем. Резкую критику постановки школьного образования в России содержали его статьи «Сумерки просвещения» (1893) и «Афоризмы и наблюдения» (1894). В книге «Когда начальство ушло» (1910) Розанов Василий Васильевич в сочувственных тонах описывал брожение в массах в эпоху русской Революции 1905—07. Сборники «Религия и культура» (1899) и «Природа и история» (1900) свидетельствовали о попытках Розанов Василий Васильевич найти решение социально-философских проблем в церковной религиозности, причём его отношение к православной церкви («Около церковных стен», т. 1—2, 1906) оставалось глубоко противоречивым. Пытаясь приспособить православие к запросам современности и подвигнуть его к обновленному культу «жизненной силы», Розанов Василий Васильевич требовал пересмотра христианских воззрений на сексуальные и семейные отношения в нашумевшей книге «Семейный вопрос в России» (т. 1—2, 1903). В сочинениях «Тёмный лик. Метафизика христианства» (1911) и «Люди лунного света» (1911) Розанов Василий Васильевич окончательно размежёвывается с христианством по вопросам пола (противопоставляя при этом Ветхий завет как утверждение жизни плоти — Новому).

  Розанов Василий Васильевич стремился в своих сочинениях к предельной эмоциональной насыщенности; его книги «Уединённое» (1912), «Смертное» (1913) и «Опавшие листья» (ч. 1—2, 1913—15) представляют собой собрание объединённых по настроению разрозненных эссеистических набросков, беглых умозрений, дневниковых записей, внутренних диалогов. Высказывания Розанов Василий Васильевич по религиозным, философским, историческим и литературным вопросам, перемежающиеся с бытовыми зарисовками, выдают глубокий духовный кризис, не могущий найти разрешения в безоговорочном принятии христианских догматов, к которому Розанов Василий Васильевич тщетно стремится; итогом мысли Розанов Василий Васильевич остаётся пессимизм и «экзистенциальный» субъективный идеализм в духе

С. Кьеркегора (отличающийся, однако, культом индивидуальности, реализующей себя в стихии пола). Исторический пессимизм Розанов Василий Васильевич в полной мере сказался в его набросках «Апокалипсис нашего времени» (в. 1—10, 1917), где Розанов Василий Васильевич с отчаянием и безнадёжностью принимает неизбежность революционной катастрофы, считая её трагическим завершением российской истории.

 

  Соч.: Литературные очерки, СПБ, 1899; В мире неясного и нерешенного, СПБ, 1901; Декаденты, СПБ, 1904; Итальянские впечатления, СПБ, 1909; Война 1914 и русское возрождение, 2 изд., П., 1915; Из последних листьев. Апокалиптика русской литературы, «Книжный угол», 1918, № 5; Избранное, Нью-Йорк, 1956.

 

  Лит.: Грифцов Б., Три мыслителя, М., 1911; Шкловский В., Розанов, в кн.: Сюжет как явление стиля, П., 1921; Голлербах Э., В, В. Розанов. Жизнь и творчество, П., 1922; История философии в СССР, т. 4, М., 1971; Leskovec P., Basilio Rozanov e la sua concezione religiosa, Roma, 1958: Rozanov, L., 1962.

  В. С. Муравьев.

 

Так же Вы можете узнать о...


Протеазы, ферменты класса гидролаз, расщепляющие пептидные связи в белках и пептидах; то же, что протеолитические ферменты.
Сегье Пьер Сегье (Séguier) Пьер (29.
Схаутен Биллем Корнелис Схаутен, Схоутен (Schouten) Биллем Корнелис [1580(?), Хорн, провинция Северная Голландия, — 1625], голландский мореплаватель, начальник торговой экспедиции, посланной совместно с Я.
Факультет (нем. Fakultat, от лат. facultas – возможность, способность), учебно-научное и административное подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям, повышение квалификации специалистов соответствующей отрасли народного хозяйства и культуры, а также руководство научно-исследовательской деятельностью кафедр, которые он объединяет.
Чима да Конельяно Джованни Баттиста Чима да Конельяно (Cima da Conegliano) Джованни Баттиста (около 1459, Конельяно, провинция Тревизо, — 1517 или 1518, там же), итальянский живописец венецианской школы эпохи Возрождения.
Аграрные кризисы, капиталистические кризисы перепроизводства в сельском хозяйстве.
Безенгийская стена, наиболее высокий участок Главного, или Водораздельного, хребта Б.
Вильсон Томас Вудро Вильсон, Уилсон (Wilson) Томас Вудро (28.12.
Гох Питер де Гох (Hooch, Hoogh) Питер де (1629 — около 1685), голландский живописец; см.
Жиряки, отряд млекопитающих; то же, что даманы.
Каррара (Carrara), город в Центральной Италии, в Тоскане, в провинции Масса-Кар-рара, в 6 км от берега Лигурийского моря (аванпорт Марина-ди-).
«Кружок ревнителей благочестия», кружок духовных и светских лиц, группировавшихся в конце 40 — начале 50-х гг.
Маркулешты, посёлок городского типа во Флорештском районе Молдавской ССР.