Сюжет

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СЮА
СЮД
СЮЖ
СЮЗ
СЮИ
СЮЙ
СЮЛ
СЮН
СЮП
СЮР
СЮТ

Сюжет (от франц. sujet — предмет), 1) в литературе — развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях, а иногда и в лирических. К литературе слово «Сюжет» впервые применили в 17 в. классицисты П. Корнель и Н. Буало, имея в виду, вслед за Аристотелем, происшествия в жизни легендарных героев древности (например, Антигоны и Креонта или Медеи и Ясона), заимствованные драматургами позднейших времён. Но Аристотель в «Поэтике» применял для обозначения подобных происшествий древнегреческое слово «миф»(мýthos) в смысле«предание», которое в русском литературоведении переводится обычно неверно латинским словом «фабула». Латинское слово «фабула» (от одного корня с глаголом fabulari — рассказывать, повествовать) употреблялось римскими писателями как обозначение всяких рассказов, в том числе мифов и басен, и получило распространение гораздо раньше, чем французский термин «Сюжет». В немецкой классической эстетике (Шеллинг, Гегель) события, изображенные в произведениях, назывались «действованием» (Handlung). Различие в терминах, обозначающих одно явление, сделало их неустойчивыми и неоднозначными.

  В современной советской литературно-критической и школьной практике термины «Сюжет» и «фабула» осознаются или как синонимы, или же Сюжет называется весь ход событий, а фабулой — основной художественный конфликт, который в них развивается (в обоих случаях термины удваиваются). В литературоведении сталкиваются два других истолкования. В 1920-х гг. представители ОПОЯЗа предложили важное различение двух сторон повествования: развитие самих событий в жизни персонажей, порядок и способ сообщения о них автором-рассказчиком; придавая большое значение тому, как «сделано» произведение, они стали называть Сюжет вторую сторону, а первую — фабулой. Эта традиция продолжает сохраняться (см. «Теория литературы...» в трёх тт., т. 2, М., 1964). Другая традиция идёт от русских критиков-демократов середины 19 в., а также от А. Н. Веселовского и М. Горького; все они Сюжет называли развитие действия (Белинский В. Г.: «Поэмою Гоголя могут вполне насладиться только те, кому... важно содержание, а не, ''сюжет»» — Полное собрание соч., т. 6, 1955, с. 219; Горький М.: «... Сюжет... связи, противоречия, симпатии и антипатии и вообще взаимоотношения людей...» — Собрание соч., т. 27, 1953, с. 215). Такая терминология не только более традиционна и привычна, но и более точна этимологически (Сюжет, по смыслу слова, — «предмет», то есть то, о чём повествуется, фабула, с той же точки зрения — само повествование о Сюжет). Однако сторонникам этой теории важно усвоить теоретическое новаторство «формальной школы» и, называя Сюжет основную, предметную сторону повествования или сценического действия, употреблять термин «фабула» для обозначения второй, собственно композиционной стороны (см. Композиция).

  Сюжет произведения — одно из важнейших средств воплощения содержания — обобщающей «мысли» писателя, его идейно-эмоционального осмысления реальных характерностей жизни, выраженного через словесное изображение вымышленных персонажей в их индивидуальных действиях и отношениях. Сюжет во всём его неповторимом своеобразии — это основная сторона формы (и тем самым стиля) произведения в её соответствии содержанию, а не само содержание, как часто понимают в школьной практике. Всю структуру Сюжет, его конфликты и развивающее их соотношение повествовательных и диалогических эпизодов необходимо изучать функционально, в его связях с содержанием, в его идейно-эстетическом значении. При этом надо отличать Сюжет в его неповторимости от отвлечённых сюжетных, точнее — конфликтных «схем» (А любит Б, но Б любит В, и т. п.), которые могут исторически повторяться, заимствоваться и каждый раз находить новое конкретное художественное воплощение.

  На ранних этапах исторического развития эпоса его Сюжет строились по временному, хроникальному принципу сочетания эпизодов (волшебные сказки, рыцарские и плутовские романы). Позднее в европейском эпосе возникают концентрические Сюжет, основанные на едином конфликте. В концентрическом Сюжет эпоса и драматургии конфликт проходит через всё произведение и отличается определённостью своей завязки, кульминации и развязки.

  Только на основе анализа Сюжет можно функционально анализировать фабулу произведения во всём сложном соотношении её собственных сторон (см. Фабула).

  2) В изобразительных искусствах — определённое событие, ситуация, изображенные в произведении и часто обозначаемые в его названии. В отличие от темы, Сюжет представляет собой конкретное, детальное, образно-повествовательное раскрытие идеи произведения. Особая сложность Сюжет характерна для произведения бытового и исторических жанров.

 

  Лит.: Аристотель. Об искусстве поэзии, М., 1937; Лессинг Г. Э., Лаокоон, или О границах живописи и поэзии, М., 1957; Гегель, Эстетика, т. 1, М., 1968: Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 5, М., 1954, с. 219; Веселовский А. Н., Поэтика сюжетов, в его кн.: Историческая поэтика, Л., 1940; Шкловский В. Б., О теории прозы, М.— Л., 1925; Медведев П. Н., Формальный метод в литературоведении, Л., 1928: Фрейденберг О. М., Поэтика сюжета и жанра, Л., 1936; Кожинов В. В., Сюжет, фабула, композиция, в кн.: Теория литературы..., т. 2, М., 1964; Вопросы кинодраматургии, в. 5 — Сюжет в кино, М., 1965; Поспелов Г. Н., Проблемы литературного стиля, М., 1970; Лотман Ю. М., Структура художественного текста, М., 1970; Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, М., 1971; Wellek R., Warren A., Theory of literature, 3 ed., N. Y., 1963.

  Г. Н. Поспелов (Сюжет в литературе).

Так же Вы можете узнать о...


Миссурийский компромисс, соглашение 1820 между членами конгресса США, в соответствии с которым штат Миссури был принят в Союз как рабовладельческий, а штат Мэн как свободный.
Панамская кора, кора тропического так называемого мыльного дерева семейство розовых; то же, что мыльная кора.
Резак (инструмент) Резак для кислородной резки, инструмент для кислородной резки и обработки металлов.
СССР. Первобытнообщинный строй Первобытнообщинный строй
Фарго (Fargo), город на С. США, на р. Ред-Ривер, в штате Северная Дакота.
Щедрин Николай Павлович (1858, Петропавловск, ныне Казахской ССР, — 10.
Атмофильные элементы, типичные для атмосферы Земли химические элементы.
Вильямсона синтезы, в органической химии один из методов получения простых эфиров из алкоголятов или фенолятов щелочных металлов и алкилгалогенидов:
Дежнёва бухта, залив Берингова моря у северо-восточного берега Азиатского материка.
Ихара Сайкаку Ихара, Ибара Сайкаку (псевдоним; настоящее имя — Хираяма Того) (1642—1693), японский писатель.
Кротков Федор Григорьевич [р. 16(28).2.1896, село Мосолово, ныне Шиловского района Рязанской области], советский гигиенист, один из основоположников военной и радиационной гигиены в СССР, академик (1944) и вице-президент (1953—57) АМН СССР, Герой Социалистического Труда (1966), генерал-майор медицинской службы.
Мещерский Владимир Петрович [11(23).1.1839, Петербург, — 10(23).
Открытое море (международно-правовой режим), часть Мирового океана, расположенная за пределами территориальных вод какого-либо государства и находящаяся в общем пользовании всех государств.
Рак (мед.) Рак, канцер (лат. cancer, carcinoma, от греч.
Социалистическая законность, см. в ст. Законность.
Уртит, щелочная интрузивная горная порода, состоящая в основном из минерала нефелина (80–90%); в качестве примеси могут присутствовать эгирин или эгирин-авгит (до 10%), альбит и сфен.
Школьный театр, театр, возникший в учебных заведениях Западной Европы в эпоху средневековья как средство изучения латинского языка и воспитания; впоследствии был использован для утверждения католицизма и протестантизма.