Роллан Ромен

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
РА РВ РД РЕ РЁ РЖ РИ РК РН РО РП РС РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РОА
РОБ
РОВ
РОГ
РОД
РОЕ
РОЖ
РОЗ
РОЙ
РОК
РОЛ
РОМ
РОН
РОО
РОП
РОР
РОС
РОТ
РОУ
РОХ
РОЧ
РОШ
РОЩ
РОЭ
РОЮ
РОЯ

Роллан (Rolland) Ромен (29.1.1866, Кламси, — 30.12.1944, Везле), французский писатель, общественный деятель, учёный-музыковед. Родился в семье нотариуса. Получил гуманитарное образование в Высшей нормальной школе в Париже.

  В 1895 защитил в Сорбонне диссертацию «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти». С 1897 профессор (курс истории музыки) Нормальной школы, в 1902—12 — Сорбонны, по заданию которой организовал и возглавил музыкальную секцию Школы высших социальных наук. Совместно с Ж. Комбарьё, П. Обри и другими основал журнал «Ревю д'истуар э критик мюзикаль» («Revue d'histoire et critique musicale», 1901). Автор исследований по истории музыки, монографий, статей. Уже в ранних драмах «Святой Людовик» (1897), «Аэрт» (1898) сказалось своеобразие Роллан Ромен-художника: острота нравственной проблематики, тяготение к деятельным героическим характерам. Его идейно-эстетическая позиция обоснована в книге «Народный театр» (1903). В конце 90-х гг. Роллан Ромен начал работу над циклом драм о Великой французской революции: «Волки», «Торжество разума», «Дантон», «Четырнадцатое июля» (1898—1902).

  Очерк Роллан Ромен о Л. Бетховене (1903) открыл серию биографий великих людей — творцов искусства. В 1907 появилась «Жизнь Микеланджело», в 1911 — «Жизнь Толстого». Роллан Ромен ещё в студенческие годы писал Л. Н. Толстому и получил от него ответ; русский писатель, по признанию самого Роллан Ромен, оказал на него серьёзное влияние. Поиски широкой эпической формы в духе «Войны и мира», отзвуки мыслей Толстого о художественном творчестве как подвижнической деятельности на благо людям — всё это сказалось в 10-томном романе-эпопее Роллан Ромен, принёсшем ему мировую славу, — «Жан-Кристоф» (1904—12). В образе немецкого музыканта — новатора и бунтаря — нашли отражение черты личности Бетховена. Роллан Ромен воплотил здесь свою мечту о творческом гении, формирующемся в борьбе с деспотизмом властей, продажным миром буржуазии и его болезненно рафинированным искусством. Произведение насыщено страстной публицистикой. В эпопее раскрывается духовная биография героя, прослеженная с большим богатством психологического анализа, проникновением в тайны творческого процесса; фоном является панорама Европы. Предсказывая близкую мировую войну, Роллан Ромен противопоставляет ей идею братства народов.

<a target=<a target=Роллан Ромен Роллан. Роллан Ромен." alt="Роллан Ромен Роллан." Роллан Ромен." alt="Роллан Ромен Роллан. «Жан-Кристоф» (Ленинград, 1936). Илл. Ф. Мазереля."

Роллан Ромен Роллан. Роллан Ромен.

Роллан Ромен Роллан.

Роллан Ромен Роллан. «Жан-Кристоф» (Ленинград, 1936). Илл. Ф. Мазереля.

  Проблемы, живо занимавшие Роллан Ромен, — судьбы культуры, искусства в исторически переломную эпоху, взаимоотношения «мысли и действия», творческой личности и народа — ставятся снова и на новый лад в повести «Кола Брюньон» (закончена в 1914, опубл. 1918), написанной в манере фольклорной стилизации красочной и живой ритмической прозой. Действие происходит в Бургундии в начале 17 в. Герой, непокорный и насмешливый Кола Брюньон, — живое воплощение народного духа.

Роллан Ромен Роллан. «Кола Брюньон». Художник Е. А. Кибрик. 1935—36. Роллан Ромен.

Роллан Ромен Роллан. «Кола Брюньон». Художник Е. А. Кибрик. 1935—36.

  1-я мировая война 1914—18 застала Роллан Ромен в Швейцарии. С августа 1914 он стал систематически выступать в печати как антивоенный публицист. Его статьи объединены в сборниках «Над схваткой» (1915) и «Предтечи» (1919). Роллан Ромен апеллировал к разуму и совести «убиваемых народов», обличал капиталистических магнатов как виновников всемирного побоища, не призывая, однако, к революционному действию. Антивоенные воззрения Роллан Ромен по-разному преломились в драматической сатире «Лилюли» (1919) и в лирической повести «Пьер и Люс» (1920). В романе «Клерамбо» (1920) отразились искания западноевропейской интеллигенции, возмущённой империалистическим варварством и трагически оторванной от народа.

  Роллан Ромен приветствовал Февральскую революцию 1917 в России. Великую Октябрьскую социалистическую революцию он воспринял как событие громадного международного значения, но долгое время отвергал диктатуру пролетариата и революционные методы борьбы с эксплуататорами. Такой позиции придерживался Роллан Ромен и в 20-е гг. Его драмы о Французской революции — «Игра любви и смерти» (1925), «Вербное воскресенье» (1926), «Леониды» (1927), утверждая величие революции, выдвигали на первый план человеческие трагедии и жертвы. В поисках ненасильственных форм общественного действия Роллан Ромен обратился к опыту индийского народа и его религиозно-нравственным учениям (книги о Махатме Ганди, Рамакришне, Вивекананде). Вместе с тем он продолжал внимательно следить за ходом развития СССР, дружески переписывался с М. Горьким, выступал против антисоветских кампаний и военных приготовлений империалистической буржуазии. Постепенно, не без трудностей и колебаний, осуществлялся перелом во взглядах Роллан Ромен, выразившийся в его статьях «Прощание с прошлым» (1931), «Ленин. Искусство и действие» (1934), сборниках публицистических статей «Пятнадцать лет борьбы» и «Мир через революцию» (оба 1935). Вместе с А. Барбюсом Роллан Ромен участвовал в подготовке конгрессов против войны и фашизма, стал одним из идейных вдохновителей международного антифашистского фронта. В 1935 Роллан Ромен побывал в СССР по приглашению М. Горького.

  Основное художественное произведение Роллан Ромен после 1-й мировой войны — роман «Очарованная душа» (1922—33). В истории идейного развития героини романа Аннеты Ривьер и её сына Марка отражены типические процессы духовной жизни передовой европейской интеллигенции, путь от индивидуалистического бунта или единичных актов гуманности к участию в организованной борьбе масс против сил старого мира. Роман предостерегает человечество об опасности фашизма. Смерть Марка, погибшего в уличной схватке с итальянским фашистом, вызывает в Аннете резкий душевный перелом и приводит её в ряды борцов. Герои романа не раз обращаются в своих спорах и мыслях к опыту Советского Союза. В 1939 Роллан Ромен закончил монументальную трагедию «Робеспьер», т. о. завершив работу над циклом драм о Французской революции.

  Картины гибели Робеспьера и его сподвижников освещены идеей величия, неистребимой силы освободительного движения человечества.

  Годы 2-й мировой войны 1939—45 Роллан Ромен провёл в Везле, в зоне оккупации, больной, оторванный от друзей. Законченные в это время автобиографические мемуарные произведения порой несут отпечаток тяжёлой подавленности. Однако Роллан Ромен напряженно работал, рассматривая свой литературный труд как форму сопротивления оккупантам. Во время войны он завершил многотомный труд о Бетховене (цикл книг под общим название «Бетховен. Великие творческие эпохи», опубл. 1928—45), потом — биографию Ш. Пеги (вышедшую после освобождения Франции, в декабре 1944).

  Роллан Ромен оставил значительный след в истории французской и мировой литературы. Рано осознав историческое своеобразие эпохи, он положил в основу своего творчества принцип героического деяния. В поисках и сомнениях Роллан Ромен отразились объективные противоречия развития значительной части западной интеллигенции в эпоху перехода от капитализма к социализму. Встав на сторону Октябрьской революции, Роллан Ромен дал поучительный пример западноевропейским деятелям культуры, помог им найти своё место в общественной жизни и борьбе. Новаторство Роллан Ромен как художника тесно связано с идейной природой его творчества. Оригинальные черты художественной манеры Роллан Ромен помогали ему поставить острые проблемы эпохи и передать драматический характер движения человечества к будущему. Нобелевская премия (1915).

 

  Соч.: Cahiers Romain Rolland, v. 1—23, P., [1948—75]; Romain Rolland. Journal des anneés de guerre, P., 1952; Textes politiques, sociaux et philosophiques choisis. P., 1970; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1—20. Л., [1930]—1936; Собр. соч., т. 1—14, М., 1954—58; Соч., т. 1—9, М., 1974; Воспоминания, М., 1966.

 

  Лит.: Горький М., [Статья], Собр. соч. в тридцати томах, т. 24, М., 1953; Луначарский А. В., [Статьи], Собр. соч., т. 4—5, М., 1964—65; Балахонов В. Е., Роллан Ромен Роллан в 1914—1924 годы, Л., 1958; его же, Роллан Ромен Роллан и его время («Жан-Кристоф»), Л., 1968; его же, Роллан Ромен Роллан и его время. Ранние годы, Л., 1972; Мотылева Т., Творчество Роллан Ромен Роллана, М., 1959; её же, Роллан Ромен Роллан, М., 1969; Дюшен И., «Жан-Кристоф» Роллан Ромен Роллана, М., 1966; «Europe», 1926, № 38; 1955, № 109— 110; 1965, № 439—40; Cheval R., R. Rolland, l'Allemagne et la guerre, P., 1963; Barrère J.-B., R. Rolland par luimême, [P., 1968]; Pérus J., R. Rolland et М. Gorki, P., 1968.

  Т. Л. Мотылёва.

 

Так же Вы можете узнать о...


Санмикели Микеле Санмикели (Sanmicheli) Микеле (1484, Верона, — 1559, там же), итальянский архитектор, представитель Высокого Возрождения.
Солодовников Василий Григорьевич (р. 8.3.1918), советский экономист, член-корреспондент АН СССР (1966).
Твист (английский twist, буквально — кручение), бальный танец.
Унисон (в музыке) Унисон (итал. unisono, от лат. unus – один и sonus – звук) в музыке, одновременное звучание двух и более одинаковых по названию звуков одной или разных октав.
Химическая физика, научная область, пограничная между химией и новыми разделами физики.
Шинфейнеры, члены созданной в 1905 ирландской политической организации Шин фейн (ирл.
Аббаньяно Никола Аббаньяно (Abbagnano) Никола (р.15.7.1901), итальянский философ-идеалист.
Армянское письмо, звуковое письмо, созданное около 405—406 армянским епископом Месропом Маштоцем на основе греческого (византийского) и северо-арамейского письма, дополненное в 12 в.
Биркебейнеры, участники гражданских войн в Норвегии во 2-й половине 12 — начале 13 вв.
Верхний Уфалей, город (с 1940) в Челябинской области РСФСР, на р.
Гельфман Геся Мироновна [р. между 1852 и 1855, Мозырь, — умерла 1(13).
Дантон Жорж Жак Дантон (Danton) Жорж Жак (28.10.1759, Арсисюр-Об, — 5.