Луначарский Анатолий Васильевич

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЛI ЛА ЛЕ ЛЁ ЛЖ ЛИ ЛЛ ЛО ЛУ ЛХ ЛЧ ЛЫ ЛЬ ЛЭ ЛЮ ЛЯ
ЛУА
ЛУБ
ЛУВ
ЛУГ
ЛУД
ЛУЖ
ЛУЗ
ЛУИ
ЛУК
ЛУЛ
ЛУМ
ЛУН
ЛУО
ЛУП
ЛУР
ЛУС
ЛУТ
ЛУФ
ЛУХ
ЛУЦ
ЛУЧ
ЛУШ
ЛУЩ

А. В. Луначарский. Луначарский Анатолий Васильевич.

А. В. Луначарский.

Луначарский Анатолий Васильевич [11(23).11.1875, Полтава, — 26.12.1933, Ментона, Франция], советский государственный деятель, один из создателей социалистической культуры, писатель, критик, искусствовед, академик АН СССР (1930). Член Коммунистической партии с 1895. Родился в семье крупного чиновника. Гимназистом вступил в кружок марксистского самообразования нелегальной общеученической организации в Киеве (1892), вёл пропаганду в рабочих кружках. В 1895—98 — в Швейцарии, Франции, Италии; слушал курс философии и естествознания в Цюрихском университете; изучал труды К. Маркса, Ф. Энгельса, а также сочинения классиков французского материализма 18 века и немецкой идеалистической философии 19 века; сблизился с группой «Освобождение труда». С 1898 вёл революционную работу в Москве; в 1899 арестован, сослан в Калугу, затем переведён в Вологду, Тотьму (1900—04). Конец 19 — начало 20 веков для Луначарский Анатолий Васильевич — период внутренне противоречивого процесса выработки марксистского мировоззрения и увлечения идеалистической философией Р. Авенариуса, что позднее нашло отражение и в его философских взглядах и эстетических воззрениях: с одной стороны, подчёркивание роли субъективных и биологических факторов, влияние эмпириокритицизма («Основы позитивной эстетики», 1904), с другой — выдвижение на первый план социальных, классовых критериев («Марксизм и эстетика. Диалог об искусстве», 1905). После 2-го съезда РСДРП (1903) большевик. В ссылке вёл пропагандистскую работу. Сотрудничал в периодических изданиях. В 1904 Луначарский Анатолий Васильевич по предложению В. И. Ленина уехал за границу, вошёл в состав редакций большевистских газет «Вперёд», «Пролетарий», активно участвовал в борьбе с меньшевизмом. Работал под руководством Ленина, который высоко ценил литературный и пропагандистский талант Луначарский Анатолий Васильевич На 3-м съезде РСДРП (1905) выступал с докладом о вооружённом восстании, участвовал в работе 4-го съезда (1906). Представитель большевиков на Штутгартском (1907) и Копенгагенском (1910) конгрессах 2-го Интернационала. В 1904—07 Луначарский Анатолий Васильевич играл большую роль в борьбе за революционную тактику Ленина. В то же время между ним и Лениным существовали серьёзные философские разногласия, которые в годы реакции 1908—10 углубились. Луначарский Анатолий Васильевич вошёл в группу «Вперёд», стал участником фракции партийных школ на острове Капри и в Болонье, под влиянием философии эмпириокритицизма проповедовал идеи богостроительстваРелигия и социализм», т. 1—2, 1908—11; «Атеизм», 1908; «Мещанство и индивидуализм», 1909). Политические и философские заблуждения Луначарский Анатолий Васильевич были подвергнуты Лениным острой критике в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Однако в эстетике Луначарский Анатолий Васильевич оставался последовательным защитником реализма, критиком декадентства, сторонником связи искусства с идеями социализма и революционной борьбы, теоретиком пролетарского искусства («Задачи социал-демократического художественного творчества», 1907; «Письма о пролетарской литературе», 1914; статья о пьесах М. Горького и др.).

  В период 1-й мировой войны 1914—18 — интернационалист. В мае 1917 вернулся в Россию, примкнул к «межрайонцам», вместе с которыми на 6-м съезде РСДРП (б) (1917) принят в партию. В октябрьские дни 1917 выполнял ответственные поручения Петроградского ВРК. После Октябрьской социалистической революции, в 1917—29 нарком просвещения. В годы Гражданской войны 1918—20 уполномоченный РВС Республики на фронтах и в прифронтовых районах. С сентября 1929 председатель Учёного комитета при ЦИК СССР. С 1927 заместитель главы советской делегации на конференции по разоружению при Лиге Наций. В 1933 назначен полпредом СССР в Испании. Делегат 8, 10, 11, 13, 15, 16-го съездов партии.

  Человек энциклопедических знаний, выдающийся теоретик искусства и литературы, оригинальный критик, писатель и драматург, публицист и оратор, Луначарский Анатолий Васильевич внёс огромный вклад в дело создания социалистической культуры. С его именем неразрывно связаны формирование советской школы, системы высшего и профтехобразования, перестройка научных учреждений, театра, кино, издательского дела. Вместе с Н. К. Крупской, М. Н. Покровским и другими разрабатывал основные вопросы теории и практики народного образования. Луначарский Анатолий Васильевич много сделал для сплочения старой интеллигенции вокруг Советской власти и Коммунистической партии, для создания новой интеллигенции из среды рабочих и крестьян. В его творчестве и деятельности большое место занимали такие проблемы, как культура и социализм, интеллигенция и революционный народ, взаимоотношения партии, государства и искусства, задачи и методы партийного руководства художественной сферой, значение культурного наследства для литературы и искусства победившего рабочего класса. Отстаивая положение, что пролетариат является единственным наследником всех культурных ценностей прошлого, давая отпор нигилистическому левачеству, Луначарский Анатолий Васильевич тесно связывал вопросы освоения художественного наследия с проблемами пролетарского, социалистического искусства и литературы. Луначарский Анатолий Васильевич был первым крупным теоретиком и критиком советского искусства. Он сыграл большую роль в становлении и развитии марксистской эстетики и художественной критики, внёс огромный вклад в борьбу за идейное богатство и художественное многообразие социалистического искусства. В статьях и речах Луначарский Анатолий Васильевич впервые высказаны верные оценки многих советских художников, литературных групп и художественных течений. В работах Луначарский Анатолий Васильевич острые социально-политические характеристики сочетаются с тонким эстетическим анализом произведений искусства. Луначарский Анатолий Васильевич одним из первых указал на значение для всего искусства ленинских гносеологических и исторических принципов, систематизировал высказывания Ленина о литературе («Ленин и литературоведение», 1932) и обосновал новый метод советского искусства («Социалистический реализм», 1933). Встречи Луначарский Анатолий Васильевич с зарубежными художниками способствовали сплочению прогрессивных художественных сил вокруг Республики Советов. Личный друг Р. Роллана, А. Барбюса, Б. Шоу, Б. Брехта и других художников Запада, Луначарский Анатолий Васильевич «был всеми уважаемым послом советской мысли и искусства» (Роллан) за рубежом.

  Работы последних лет свидетельствовали о пересмотре Луначарский Анатолий Васильевич на основе ленинизма отдельных ошибочных сторон его философско-эстетических воззрений.

  Луначарский Анатолий Васильевич — автор работ по истории революционной и философской мысли («Карл Маркс. Ко дню столетнего юбилея со дня его рождения. 1818—1918», 1918; «От Спинозы до Маркса», 1925; «Барух Спиноза и буржуазия», 1933; статья о Н. Г. Чернышевском, 1928). Перу Луначарский Анатолий Васильевич принадлежат пьесы «Королевский брадобрей» (1906), «Фауст и город» (1918), «Канцлер и слесарь» (1921) и другие. Мемуарные работы «Рассказы о Ленине» (1959) и другие содержат яркие личные воспоминания об Октябрьской революции 1917. Похоронен в Москве на Красной площади у Кремлёвской стены.

 

  Соч.: Собрание сочинений. Литературоведение. Критика. Эстетика, т. 1—8, М., 1963—67; О театре и драматургии, т. 1—2, М., 1958; В мире музыки, М., 1958; О народном образовании, М., 1958; Статьи и речи по вопросам международной политики, М., 1959; О кино, М., 1965; Силуэты, М., 1965; Об изобразительном искусстве, т. 1—2, М., 1967; Воспоминания и впечатления, М., 1968; Неизданные материалы, «Литературное наследство», т. 82, М., 1970 (есть библиографический указатель); Статьи о советской литературе, 2 изд., М., 1971; В. И. Ленин и А. В. Луначарский, «Литературное наследство», т. 80, М., 1971; Об атеизме и религии, М., 1972.

 

  Лит.: Луначарская-Розенель Н. А., Память сердца. Воспоминания, [2 изд.], 1965; Каиров И. А., А. В. Луначарский — выдающийся деятель социалистического просвещения, [М., 1966]; Лифшиц М. А., Вместо введения в эстетику А. В. Луначарского, в книге: Луначарский А. В., Собрание сочинений в 8 томах, т. 7, М., 1967, с. 587—613; Дементьев А. Г., Сац И. А., А. В. Луначарский и вопросы советской литературы, в книге: История русской советской литературы, т. 1 — 1917—1929, М., 1967; Лебедев А. А., Эстетические взгляды А. В. Луначарского, 2 изд., М., 1969: Бугаенко П. А., А. В. Луначарский и советская литературная критика, Саратов, 1972; А. В. Луначарский о литературе и искусстве. Библиографический указатель, 1902—1963, составитель Муратова К. Д., Луначарский Анатолий Васильевич, 1964.

  А. Ф. Ермаков.

Так же Вы можете узнать о...


Третировать (от франц. traiter — обходиться, обращаться с кем-либо), пренебрежительно, свысока обращаться с кем-либо; относиться с презрением.
Унаби (Ziziphus), род растений семейства крушиновых.
Филин Федот Петрович [р. 23.2 (7.3).1908, дер.
Хаммонд (Hammond), город на С. США, в штате Индиана, близ побережья озера Мичиган.
Целибат (лат. caelibatus — безбрачие мужчины, от caelebs — неженатый), обязательное безбрачие католического духовенства.
Чирка-Кемь, река в Карельской АССР, правый приток р.
Штепсельное соединение (от нем. Stopsel, буквально — затычка), разъёмное устройство для быстрого соединения и разъединения электрических цепей.
Эно (провинция в Бельгии) Эно (Hainaut), провинция в Бельгии, в бассейне Шельды.
Аббот Чарлз Аббот (Abbot) Чарлз (р.31.5.1872), американский астроном, специалист по физике Солнца и по изучению и использованию солнечной энергии.
Александровск (ст. назв. г. Запорожье) Александровск, до 1921 название г. Запорожье, центра Запорожской области УССР.
Апертура (от лат. apertura — oтверстие), действующее отверстие оптической системы, определяемое размерами линз или диафрагмами.