радиовещание, телевидение"> радиовещание, телевидение"> радиовещание, телевидение">
Саудовская Аравия X. Печать, радиовещание, телевидениеБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
X. Печать, радиовещание, телевидение Издаётся (1974) свыше 20 газет и журналов. На арабском языке: «Аль-Биляд», с 1934, тираж 20 тыс. экз., официоз; «Ан-Надва», с 1958, 10 тыс. экз.; «Аль-Медина аль-Мунаввара», с 1937, 20 тыс. экземпляров: «Эр-Рияд», с 1964, 10 тыс. экземпляров; «Ньюс фром Сауди Арабия» («News from Saudi Arabia»), бюллетень, издаваемый с 1961 Министерством информации на английском языке. Радиовещание с 1948, имеется 3 государственных радиостанции (в Джидде, Эр-Рияде и Даммане), передачи ведут на арабском и английском языке; для зарубежных слушателей на языках урду, индонезийском, персидском и суахили. Телевидение с 1965, имеется 7 телевизионных станций, принадлежат Министерству информации. XI.Литература Становление древней и средневековой литературы на территории современного государства Саудовская Аравия происходило в русле общеарабской культуры (см. Арабский язык, Арабская культура, раздел Литература). В Хиджазе развивалась в 5—7 вв. бедуинская поэзия (Имру-уль-Кайс, умер между 530—540), был создан в 1-й половине 7 в. Коран. Поныне эта поэзия и Коран признаются классикой во всех арабских странах. После образования Халифата и перемещения центров литературной жизни в Дамаск, Багдад и Каир развитие литературы в Саудовская Аравия затормозилось. Она представлена в основном народной поэзией. Рост новой литературы в Саудовская Аравия долго сдерживался консервативным общественным строем и ваххабитской (см. Ваххабиты) идеологией. Начиная с 20-х гг. 20 в. под влиянием литературы соседних арабских стран Саудовская Аравия выдвинула поэтов, журналистов, писателей, а в её литературе сочетались просветительское, романтическое и реалистическое направления. Зачинатели романтического направления — Мухаммед Сурур ас-Саббан (р. 1898) и Мухаммед Хасан Аввад (р. 1906; диваны «Прошлое и забытое», «Бутоны», «К новой жизни», «Великий волшебник» и др.), примыкающие к психологической школе в поэзии. Природу воспевает Хусейн Сирхан (р. 1915). Настроения тревоги отмечают поэзию Мухаммеда Хасана Фики (р. 1930; «Бытие и поэт»), Мухаммеда аль-Амера ар-Румейха (р. 1929; «Клич жизни»). Стихи Абдаллы аль-Караави (р. 1935) также относятся к романтическому направлению. В творчестве Ахмеда Абд аль-Гафура Аттара (р. 1918) значительна тема жизни трудового народа, обличения социальной несправедливости (сборник стихов «Страсть и молодость»). Революционная поэзия Абд ар-Рахмана аль-Маджида аль-Мансура (р. 1925; «Рождение человека», диваны «Мы — массы», «Розы и шипы», сборник «Священное наступление»). Большая мечеть в Медине. 1853—54. Двор. На заднем плане — «Зелёный купол» (1860) мавзолея Мухаммеда и юго-западный минарет. Реалистическое направление в прозе после 2-й мировой войны 1939—45 представлено рассказами Амина Салема Румейха (сборник «И уши любят»), Абдаллы Мунаа («Искания»), Юсуфа бен аш-Шейха Якуба («Вор» и другие рассказы), повестями Хасана Насыфа («Записки бывшего студента»), Абд ас-Саляма Хашима Хафиза («Заключённая девушка», «Говорящие сердца»). Видное место в жанре рассказа и новеллы занимает Абд аль-Гафур Аттар. В произведении писателей-реалистов ещё сильны элементы сентиментализма, они отличаются излишней эмоциональностью и приподнятостью стиля. В 1957 Абд ас-Салям Хашим Хафиз издал первый роман, посвящен защите прав женщины, — «Самра из Хиджаза». В этом же году Хамид Даманхури опубликовал первое крупное произведение, затрагивающее вопросы быта и традиций в семье, — «Цена жертвы». Писатели выступают в защиту национальных интересов, откликаются на антиимпериалистическую борьбу молодого рабочего класса. Публицистика и литературная критика 50-х гг. представлены работами Мухаммеда Хасана Аввада («Откровенные мысли», «Вдохновенные народной жизнью», «Размышления о литературе и жизни»), Ахмеда Абд аль-Гафура Аттара («Капля с тростникового пера»), Абдаллы бен Халиса, Саада аль-Бавариди (р. 1930), трудом прогрессивного литературного критика Абдаллы Абд аль-Джаббара «Течения в современной литературе центральной части Аравийского полуострова» (1959).
Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 2—4, М. — Л., 1956-57; Страны Аравии. Справочник, М., 1964, с. 138—48; Современная арабская литература. Сб. статей, пер. с араб., М., 1960, с. 124—31; Шарбатов Г., Литература Аравии, «Азия и Африка сегодня», 1962, № 10; Хасан Абдалла аль-Кырши, Шаук ва вард, ар-Рияд, 1959; аль-Джухейман Абд аль-Карим, Асатир шаабийа мин калб Джазират аль-араб, т. 1—3, Бейрут, [1968—1969]; аль-Хиндави Х., аль-Харака аль-адабийа фи-ль-Мамляка ас-Саудийа, «аль-Адиб», 1972, № 12. Архитектура Саудовской Аравии: Дворец эмира в Наджране. Н. К. Коцарев. XII.Архитектураиизобразительноеискусство Архитектура Саудовской Аравии: Дворец правителя в Хуфуфе. Древнейшие памятники на территории Саудовская Аравия — фрагменты каменных статуй с обобщёнными, грубыми чертами лица и каменные рельефы с изображениями животных (7—2 вв. до н. э.; Эль-Ула, Мадаин-Салих). Ко 2 в. до н. э. — 1 в. н. э. восходят руины набатейских городов на С. Хиджаза с прямоугольными в плане святилищами и скальными гробницами с зубчатым завершением фасадов. Памятники средневековой арабской архитектуры (мечети, минареты, медресе) сохранились в Мекке и Медине. Народные жилища строятся из глины и сырцового кирпича в соответствии с природными условиями районов: в Джидде и Медине — многоэтажные башенные дома, защищенные от солнца решётчатыми балконами — «машрабия», в Абхе — дома с рядами шиферных карнизов, предохраняющих фасад от дождя. Жилище кочевников — крытые тканью из козьей шерсти шатры. С 1950-х гг. в городах (Джидда, Эр-Рияд) строятся многоэтажные дома, отели, стадионы, аэропорты. В городах изготовляют серебряные и золотые ювелирные украшения, свинцовые амулеты, сувениры для паломников; развито золотое шитьё. Шатры бедуинов украшаются яркими полосатыми шерстяными занавесками, утварь покрыта несложным орнаментом; распространено изготовление художественных изделий из шерсти и кожи. Архитектура Саудовской Аравии: Традиционные жилые дома в городе Абха.
Лит.: Воронина В. Л., Народное жилище арабских стран, М., 1972; Esin Е., Mecca, the blessed, Madinah, the radiant, L. — N. Y., [1963]. В. Л. Воронина.
Саудовская Аравия, Королевство Саудовская Аравия (Аль-Мамляка аль-Арабия ас-Саудия). Флаг государственный. Саудовская Аравия. Государственный герб Саудовской Аравии. I.Общие сведения Плотина на Вади-Хенифа. С. А. — государство на Ю.-З. Азии. Занимает около 2/3 Аравийского полуострова и ряд прибрежных островов в Красном море и Персидском заливе. Граничит на С. с Иорданией, Ираком, Кувейтом, на Ю. и Ю.-В. — с Йеменской Арабской Республикой, Народной Демократической Республикой Йемен, Оманом, Объединёнными Арабскими Эмиратами, на В. — с Катаром. Площадь свыше 2,1 млн. км2 (по данным Демографического ежегодника ООН 1972), по другим данным, от 1,6 до 2,4 млн. км2 (границы С. А. на Ю. и Ю.-В. четко не установлены). Население 8,2 млн. чел. (1974, оценка). Столица — г. Эр-Рияд. В административном отношении делится на 4 провинции: Хиджаз (административный центр — г. Мекка), Асир (административный центр — г. Абха), Неджд (административный центр — г. Эр-Рияд), Восточная (бывшая Эль-Хаса, административный центр — г. Даммам). II.Государственный строй С. А. — абсолютная монархия. Король является одновременно премьер-министром, верховным главнокомандующим вооружёнными силами; он формирует правительство (Совет Министров), назначает высших государственных служащих. Правительство разрабатывает законопроекты, ратифицирует международные договоры и соглашения, осуществляет контроль за их исполнением, принимает решения по вопросам внешней и внутренней политики, экономики, финансов, формирует органы государственной администрации. Во главе провинций стоят губернаторы, назначаемые королём. В 3 самых крупных городах (Мекке, Медине, Джидде) имеются муниципальные советы, в сельских местностях — окружные сельские и племенные советы. Судебная система включает местные и высшие шариатские суды, апелляционные суды и Судебную контрольную комиссию в Мекке (высшая кассационная инстанция). Судопроизводство осуществляется в соответствии с нормами Корана и шариата. III. ПриродаIV. Население V. Исторический очерк VI. Экономико-географический очерк VII. Вооружённые силы VIII. Медико-географическая характеристика IX. Просвещение X. Печать, радиовещание, телевидение |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|