Сказка

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СКА
СКВ
СКЕ
СКИ
СКЛ
СКО
СКР
СКУ
СКЫ
СКЬ

Сказка, один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Сказка называют различные виды устной прозы, отсюда разнобой в определении её жанровых особенностей. От др. видов художественной эпики Сказка отличается тем, что сказочник подаёт её, а слушатели воспринимают прежде всего как поэтический вымысел, игру фантазии. Это, однако, не лишает Сказка связи с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов. Во многих Сказка нашли отражение первобытные общественные отношения и представления, тотемизм, анимизм и др. Для Сказка, сложившихся при феодализме, характерны такие образы, как царь, царевич, рыцарь, король. В эпоху капитализма увеличивается интерес сказочников к теме денег, торговли; в Сказка изображается контраст богатства и бедности, всё сильнее звучат мотивы классового антагонизма. В настоящее время одни Сказка продолжают свою жизнь в книге, другие уходят из народного быта либо становятся достоянием детей, третьи продолжают интересовать взрослых слушателей. В Сказка народов мира много общего, что объясняется сходными культурно-историческими условиями их жизни. Вместе с тем Сказка обладают национальными особенностями, отражают уклад жизни того или иного народа, его труд и быт, природные условия. Сказочники привносят в исполняемые ими Сказка свои индивидуальные черты, поэтому большинство Сказка известно во многих вариантах.

Сказка. И. Я. Билибин. «Баба-яга в ступе». Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». Акварель, тушь, серебро, золото. 1900. Музей Гознака. Москва. Сказка.

Сказка. И. Я. Билибин. «Баба-яга в ступе». Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». Акварель, тушь, серебро, золото. 1900. Музей Гознака. Москва.

  Можно выделить наиболее характерные группы Сказка, каждая из которых имеет особую морфологическую структуру. Сказка о животных занимают видное место в фольклоре народов Севера СССР, Северной Америки и особенно Африки. Часть их возникла, очевидно, в доклассовом обществе и была связана с тотемизмом. С течением времени они теряли свой мифологический и магический характер, приближаясь к нравоучительной басне. Некоторые из волшебных Сказка также первоначально были связаны с мифами и имели магическое значение. Мировое распространение получили волшебные Сказка о змееборстве, о мачехе и падчерице, о добывании чудесных предметов и др. Волшебные Сказка всех народов отличаются богатой словесной орнаментикой, им свойственны затейливые присказки и концовки, повторы и т. д. Авантюрные Сказка излагают необыкновенные приключения героя, трактуя их обычно без волшебной фантастики. Герои этих Сказка проявляют гибкий ум, находчивость, ловкость. К ним примыкают и Сказка об исторических деятелях. Бытовые Сказка часто отличаются острой социальной направленностью. Героем их обычно выступает бедный крестьянин, работник или солдат в хорошо знакомой сказочнику обстановке. Известны также сказки-небылицы, т. н. докучные Сказка и др.

  Народным сказкам посвящена большая исследовательская литература. Представители мифологической теории в фольклористике изучали Сказка как «осколок древнего мифа». Компаративисты (см. Компаративизм) интересовались главным образом совпадением сюжетных схем или отдельных мотивов в Сказка разных народов и пытались установить пути распространения Сказка Сторонники антропологической школы создали теорию о единой бытовой и психологической основе самозарождения сказочных сюжетов. Советская фольклористика, изучая Сказка, опирается на теорию марксизма-ленинизма, на работы революционных демократов, М. Горького о народном творчестве. Советскими учёными многое сделано в изучении взаимоотношения индивидуального и коллективного начала в Сказка Лучшие сборники Сказка разных народов вошли в сокровищницу мировой литературы. Таковы сборники восточных Сказка «Тысяча и одна ночь», индийской «Панчатантра», немецких Сказка братьев В. и Я. Гримм, сборник русских Сказка, составленный А. Н. Афанасьевым. В сов. время опубликованы многочисленные сборники Сказка народов СССР. Сказка постоянно привлекают внимание писателей, широко использующих сказочные образы, темы и сюжеты, создающих литературные Сказка Таковы сказки А. Сказка Пушкина, Х. К. Андерсена, В. Хауфа, Ш. Перро, в сов. литературе — А. Н. Толстого, К. И. Чуковского, Сказка Я. Маршака, пьесы-сказки Е. Л. Шварца и др. Примером сатирического использования возможностей Сказка являются сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. К образам и сюжетам Сказка обращаются художники и композиторы.

 

  Справочники: Андреев Н. П., Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне, Л.,1929; Motif-index of folkliterature by Stith Thompson, v. 1—6, Bloomington (Ind.), [1955—58]; Boltc J. und Polivka G., Anmerkungcn zu den Kinder-und Hausmärchcn der Brüder Grimm, Bd 1—5, Lpz., 1913—32; The types of the folktale. A classification and bibliography. Antti Aarnc's Verzeichnis der Märchentypen, translated and enlarged by Stith Thompson, 2 ed. rev., Hels., 1961.

 

  Лит.: Азадовский М. К., Русская сказка. Избр. мастера, т. 1—2, М. — Л., [1932]; Веселовский А. Н., Собр. соч., т. 16, М. — Л., 1938; Мелетинский Е. М., Герой волшебной сказки. Происхождение образа, М., 1958; Померанцева Э. В., Судьбы русской сказки, М., 1965; Пропп В. Я., Морфология сказки, 2 изд., М., 1969; его же. Исторические корни волшебной сказки, Л., 1946; Новиков Н. В., Образы восточнославянской волшебной сказки, Л., 1974; Lüthi Max, Märchen, 2 Aufl., Stuttg., 1964; Thompson S., The folktale, N. Y., 1946.

  Э. В. Померанцева.

Так же Вы можете узнать о...


Корби (Corby), город в Великобритании, в графстве Нортхемптоншир.
Летучий маки, общее название двух видов млекопитающих отряда шерстокрылов.
Мелкосопочник, тип рельефа, представляющий собой беспорядочно разбросанные холмы и группы холмов различной формы в коренных породах (с относительной высотой 50—100 м), которые разделены более или менее широкими плоскими котловинами (иногда занятыми озёрами) или долинами.
Невольничья (Slave River), река в центральной части Канады.
Павленкова энциклопедический словарь, русский однотомный иллюстрированный энциклопедический словарь, выпущенный Ф.
Попков Виталий Иванович (р. 1.5.1922, Москва), генерал-лейтенант авиации (1968), дважды Герой Советского Союза (8.
Риверайна (Riverina), низменная равнина на юго-востоке Австралии, в междуречье Муррея и Маррамбиджи, представляющая собой древнюю дельту обеих рек.
Симфилы (Symphyla), класс мелких (до 8 мм) членистоногих из группы многоножек.
Сурамский хребет, Лихский хребет, Месхийский хребет, горный хребет в Грузинской ССР.
Тыры, река в Якутской АССР, правый приток р.
Харьковский моторостроительный завод «Серп и молот», одно из старейших предприятий с.
Ширина спектральных линий, интервал частот v (или длин волн l =c/n, с — скорость света), характеризующий спектральные линии в спектрах оптических атомов, молекул и др.