Общественные отношенияБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Общественные отношения, многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Отдельные люди вступают в Общественные отношения именно как члены (представители) тех или иных социальных общностей и групп. Общественные отношения находятся в диалектическом взаимодействии с личными отношениями людей, т. е. с их отношениями как конкретных индивидов, связанных непосредственными контактами, в которых значимы психологические, нравственные и культурные особенности людей, их симпатии и антипатии и др. личностные факторы. В этом взаимодействии Общественные отношения определяют существенные стороны личных отношений. Теоретически несостоятельно и практически вредно отождествление личных и Общественные отношения, перенесение категорий, характеризующих личные взаимоотношения, на Общественные отношения Ф. Энгельс, говоря о взаимоотношении рабочих и капиталистов, указывал, что «отношение фабриканта к рабочему — не человеческое, а чисто экономическое» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 497). В философии Общественные отношения рассматриваются с материалистических или идеалистических позиций. Материалистическое, т. е. научное, понимание Общественные отношения впервые выработано марксизмом. Оно заключается в том, что все многообразные Общественные отношения — экономические, политические, правовые, нравственные и т.п. — делятся на первичные — материальные, базисные и вторичные — идеологические, надстроечные (см. Базис и надстройка). Из всех Общественные отношения главными, ведущими, определяющими являются материальные — экономические, производственные отношения. В последовательном осуществлении этой идеи проявляется материалистический монизм марксистско-ленинской теории общественного развития. Характер материальных Общественные отношения определяется производительными силами общества и не зависит от воли и сознания людей. Идеологическое Общественные отношения — политические, правовые, нравственные и др. возникают на базе материальных Общественные отношения и складываются как надстройка над ними, проходя предварительно через сознание людей (см. Идеология, Политика, Право, Мораль, Религия). Поэтому общество представляет собой не механическое соединение различных Общественные отношения, а единую систему Общественные отношения Деление Общественные отношения на материальные и идеологические позволяет не только различать в Общественные отношения определяющие и производные, но и анализировать совокупность Общественные отношения, в которых сочетаются и материальные, и идеологические элементы (например, отношения между классами, национальные, межгосударственные и международные отношения). В связи с усложнением и дифференциацией общественной жизни возникают многообразные Общественные отношения, связанные с различными, более специфическими видами деятельности людей — управленческой, научной, художественной, технической, спортивной, просветительской и т.д. Общественные отношения различных социальных групп, общностей, организаций, коллективов определяются, во-первых, их местом в исторически определённой системе производственных отношений и, во-вторых, конкретными взаимоотношениями с др. социальными группами и прежде всего их связями с основными классами данного общества. В классово антагонистическом обществе различные социальные группы занимают антагонистические позиции в данной системе Общественные отношения: рабовладелец и раб, крепостной крестьянин и феодал, капиталист и рабочий находятся на разных полюсах Общественные отношения своей эпохи. Одни и те же Общественные отношения оцениваются по-разному с различных классовых позиций, ограниченно и односторонне. Революционная борьба рабочего класса, интересы которого совпадают с объективными закономерностями исторического развития, впервые открыла путь для преодоления этой односторонности. Его классовая идеология является в то же время и последовательно научной. Для каждой общественно-экономическими формации Общественные отношения исторически конкретны и специфичны. Среди Общественные отношения каждой формации можно выделить устойчивые, сравнительно длительно существующие отношения, выражающие коренные особенности данной формы собственности, и подвижные, динамические отношения, отражающие изменения, которые происходят в обществе, во взаимоотношении классов, в соотношении борющихся социальных сил и т.д. Пока изменение Общественные отношения в пределах определённой общественно-экономической формации не затрагивает её основ — господствующей формы собственности, оно носит лишь эволюционный характер. Изменение же основных, устойчивых Общественные отношения, связанное с ломкой всего общественного уклада, с переходом от одной общественно-экономической формации к другой, носит революционный характер. Рассматривая Общественные отношения, следует учитывать, являются ли они антагонистическими или неантагонистическими по своей природе, т. е. являются ли они отношениями враждебных социальных групп или отношениями дружественных социальных групп, имеющих общие коренные цели и интересы. Антагонистический характер Общественные отношения носили и носят в рабовладельческих, феодальных и капиталистических общественных формациях. В условиях антагонистического общества материальные Общественные отношения складываются стихийно. Люди не постигают подлинной сущности своих материальных Общественные отношения, их осознание имеет преимущественно иллюзорный характер. Реальные отношения между людьми в условиях капитализма принимают форму отношений между вещами. К. Маркс разоблачил тайну капиталистического производства и за отношениями товаров, вещей вскрыл Общественные отношения людей. Антагонистический характер материальных Общественные отношения между классами рабовладельческих, феодальных и капиталистических формаций определяет наличие антагонизмов в социально-политической и идеологической сферах общественной жизни и влияет на всё многообразие Общественные отношения Отношения, типичные для данной формации, своеобразно переплетаются с отношениями, сохранившимися от прежних формаций или зарождающимися предпосылками отношений новой формации. Антагонистические Общественные отношения ликвидируются в ходе социалистической революции. Коммунистическая общественная формация утверждает качественно новые Общественные отношения, которые развиваются через разрешение неантагонистических противоречий. Материальные и идеологические Общественные отношения коммунистические формации развиваются сознательно, планомерно, в соответствии с научным пониманием сущности и законов социального прогресса. В условиях социалистического общества, на основе создания материально-технической базы коммунизма, происходит совершенствование социалистических Общественные отношения, постепенное преодоление существенных различий между городом и деревней, между умственным и физическим трудом, стираются грани между классами, социальными группами, что ведёт к созданию бесклассового, социально однородного общества, формируются новые отношения в труде, в сфере распределения и других сферах общественной жизни.
Лит. см при статьях Исторический материализм, Идеология, Производственные отношения. В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзон. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|