Стефенсон ДжорджБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Дж. Стефенсон. Стефенсон, Стивенсон (Stephenson) Джордж (9.6.1781, Уайлем, Нортамберленд, — 12.8.1848, Тэптон-Хаус, Честерфилд), английский конструктор и изобретатель, положивший начало развитию парового ж.-д. транспорта. Родился в семье шахтёра, с 8 лет работал по найму, научился читать и писать в 18 лет, путём упорного самообразования приобрёл специальность механика паровых машин (около 1800). С 1812 главный механик Киллингуортских копей (Нортамберленд), изобрёл рудничную лампу оригинальной конструкции (1815). С 1814 занимался строительством паровозов. Первый паровоз «Блюхер» построил при содействии бывшего помощника Р. Тревитика Дж. Стила для рудничной рельсовой дороги. В 1815—16 создал ещё два паровоза усовершенствованных конструкций. В 1818 совместно с Н. Вудом провёл первые научные исследования зависимости сопротивления рельсового пути от нагрузок и профиля пути. В 1823 в Ньюкасле основал первый в мире паровозостроительный завод, на котором был изготовлен паровоз «Передвижение» (1825) для строившейся под руководством Стефенсон Джордж железной дороги Дарлингтон — Стоктон, а затем паровоз «Ракета» (1829) для дороги между Манчестером и Ливерпулем (1826—30). При строительстве этой линии Стефенсон Джордж впервые решены сложные задачи ж.-д. техники: созданы искусственные сооружения (мосты, виадуки и т.п.), применены железные рельсы на каменных опорах, что позволило развивать паровозам типа «Ракета» скорость до 50 км/ч. Ширина колеи (1435 мм), принятая Стефенсон Джордж, стала самой распространённой на железных дорогах Западной Европы. В 1836 Стефенсон Джордж организовал в Лондоне проектную контору, ставшую научно-техническим центром ж.-д. строительства. По чертежам Стефенсон Джордж и его сына Роберта строились паровозы, которые эксплуатировались не только в Великобритании, но и в др. странах. Стефенсон Джордж решал и др. технические вопросы в области транспорта и промышленности, был организатором школ для механиков.
Лит.: Забаринский П. П., Стефенсон, М., 1937; Виргинский В. Стефенсон Джордж, Джордж Стефенсон. 1781—1848, М. — Л., 1964; Smiles S., The story of the life of G. Stephenson, L., 1871; Rowland J., G. Stephenson, L., 1954. J5. Стефенсон Джордж Виргинский.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|