Судан (государство) X. Просвещение и научные учрежденияБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
X. Просвещение и научные учреждения До 1956 только 5% населения умело читать и писать. После завоевания независимости был принят закон о народном образовании (1956), увеличены ассигнования на развитие образования. В 1970/71 учебном году расходы на образование составили 25,3 млн. суданских фунтов. Обязательного обучения нет. В 1973 неграмотные составляли около 80,5% населения. Возраст поступления в школу 7—8 лет. Начальная школа 6-летняя, бесплатная, обучение раздельное. Преподавание ведётся на арабском языке, основы ислама включаются в программы как обязательный предмет. Средняя школа платная, состоит из двух ступеней (3 + 3), преподавание на английском языке По оценке на 1974/75 учебный год в начальных школах обучалось 1195 тыс. учащихся, в неполных средних школах — 38 тыс. учащихся, в полных средних школах — 37 тыс. учащихся. В профессионально-технических учебных заведениях, работающих на базе начальной или неполной средней школы (3 или 4 года), в 1973/74 учебном году обучалось около 4 тыс.и учащихся. Учителей для начальной школы готовят педагогические училища на базе неполной средней школы (6 мужских училищ, 3 женских), учителей для неполной средней школы — 2 педагогических училища (1 мужской и 1 женский) на базе средней школы. В 1961 в Омдурмане открылся 4-годичный институт, готовящий преподавателей средних школ. Большое внимание уделяется ликвидации неграмотности среди взрослых. По оценке на 1974/75, в кружках по ликвидации неграмотности обучалось 500 тыс. учащихся. Подставка для головы с фигурами предков (из Западного Судана). 19—20 вв. Дерево. Этнографический музей. Вена. Высшее образование дают Хартумский университет (основан в 1956), Хартумский филиал Каирского университета, открытый в 1955, Политехнический институт в Хартуме (1950), Шамбатский с.-х. институт (1954); обучение платное. Хартум. Центральная часть города. Крупнейшие библиотеки: библиотека Хартумского университета (основана в 1945; 200 тыс. томов), Публичная библиотека в Омдурмане (1951; около 17,7 тыс. томов). Важнейшие музеи: Национальный музей Судан (государство) (основан в 1971), Этнографический музей (1956), Музей естественной истории Судан (государство) (1920), все — в Хартуме, Музей-заповедник в Мероэ. Мероэ. Мероитские кубки из некрополя. К. П. Матвеев. Координация научной деятельности осуществляется Национальным советом исследований (основан в 1970). При совете — институт исследования солнечной энергии. Большинство научных учреждений — в системе министерств: сельского хозяйства (свыше 10 опытных станций и др.), промышленности и разработки недр (геологическая лаборатория), транспорта и коммуникаций (метеорологический отдел с 4 станциями), здравоохранения (Суданская медицинская исследовательская лаборатория, 1935) и др. При ветеринарном исследовательском отделе — 6 научных станций. Научная работа ведётся в Хартумском университете на факультетах сельского хозяйства, инженерном, естественных наук, медицины, фармакологии, в гидробиологии (1951) и других лабораториях и в институте Африки и Азии (1972). Имеются институт промышленных исследований (1965, Хартум), ряд иностранных (главным образом английских) научно-исследовательских учреждений. Судан. Город Хартум.
Лит.: National science policies in Africa [P., 1974]. О. К. Дрейер. Судан, Демократическая Республика Судан (араб. Джумхурият ас-Судан ад-Димократия). Флаг государственный. Судан. I. Общие сведенияII. Государственный строй IV. Население V. Исторический очерк VI. Политические партии, профсоюзы VII. Экономико-географический очерк VIII. Вооружённые силы IX. Медико-географическая характеристика X. Просвещение и научные учреждения XI. Печать, радиовещание, телевидение XII. Литература XIII. Архитектура и изобразительное искусство XIV. Театр XV. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|