Ткани художественные

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ТА ТБ ТВ ТЕ ТЁ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТЧ ТШ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТКА
ТКВ
ТКЕ
ТКИ

Ткани художественные, ткацкие изделия (ручные или машинные), отличающиеся художественностью орнаментации, красотой расцветки, высоким искусством выработки, являющиеся произведениями декоративно-прикладного искусства. Орнаментация Ткани художественные, строящаяся обычно по принципу ритмичных повторов (см. Раппорт), достигается либо путём переплетения нитей, либо набивным способом (см. Набойка), а также вышивкой. Все 3 способа орнаментации применялись с глубокой древности и были известны почти всем народам. Художественное оформление тканей обусловливается их назначением и техническими возможностями производства; узоры Ткани художественные отражают стилистическое своеобразие различных эпох в развитии искусства и национальных художественных школ (см. также Ковёр).

Набойка. Россия. 17 в. Исторический музей. Москва. Ткани художественные.

Набойка. Россия. 17 в. Исторический музей. Москва.

  Ткани художественные Древнего Востока и античного мира известны по памятникам изобразительного искусства и литературы, а также по отдельным образцам тканей, найденным в раскопках (например, фрагменты древнеегипетских льняных узорных тканей 2-го тыс. до н. э., фрагменты античных тканей из городов Северного Причерноморья). Высокой художественностью с древних времен славились китайские, главным образом шёлковые и «золотные» (с металлической нитью), ткани, известные с конца 2-го тыс. до н. э. [сохранились фрагменты узорчатых тканей 5—3 вв. до н. э. из раскопок в Чанша, богатых по расцветке тканей эпохи Хань (206 до н. э. — 220 н. э.) и др.]. Широкое распространение получили изготовлявшиеся в 16 и особенно в 17 вв. в Китае шёлковая «камка-китайка» (русское название), различные виды бархата (шёлковые основа и уток) и т.д. Орнамент китайских тканей — геометрические узоры, стилизованные мотивы растительного и звериного мира, символические изображения (круг, дракон, облака), иероглифы. К китайским Ткани художественные близки (по материалу, выработке, орнаменту) японские ткани. На протяжении веков (известны с 3-го тыс. до н. э.) славились индийские хлопчатобумажные (реже полушёлковые) ткани с набивным узором, шерстяные узорные и тонкие льняные ткани, орнамент которых состоял главным образом из растительных мотивов (часто с обилием деталей), а также из повторяющихся сюжетных сцен. Иран с древних времён вырабатывал изысканные по мастерству шерстяные и шёлковые ткани: сохранились фрагменты шёлковых тканей эпохи Сасанидов (3—7 вв.); их узор состоял обычно из медальонов (кругов, овалов и т.д.) с изображениями апофеоза царской власти, сцен охоты, фантастических животных. В 15—17 вв. высоко ценились иранские шёлковые и «золотные» ткани — так называемые объярь, атлас, бархат (основа бумажная); для их орнаментов характерны стилизованные мотивы растительного и животного мира, сцены из эпоса и т.д. Сохранилось много образцов тканей коптского Египта (4—7 вв.) с изображением различных религиозных сцен. Орнаментация византийских Ткани художественные испытала значительное воздействие позднеантичного и сасанидского искусства. Для узоров византийских тканей типичны круги с орлами, колесницами, библейскими сценами и т.д. В арабских странах выделывались шёлковые и «золотные» Ткани художественные, узорные и гладкие (атлас). Своеобразны турецкие атласы и бархаты (имеющие бумажную основу) 15—18 вв., обычно с крупным узором из «опахал», полумесяцев, цветов гвоздики и др.

Бархатная парча. Турция. 17 в. Музей искусства народов Востока. Москва. Ткани художественные.

Бархатная парча. Турция. 17 в. Музей искусства народов Востока. Москва.

  С Ближним Востоком связано художественное ткачество Испании (период расцвета —16 в.): шёлковые ткани, бархат (шёлковые основа и уток) с геометрическим орнаментом в сочетании с мелким раститительным узором (мавританское влияние), разнообразные «золотные» ткани (особенно известна шёлковая ткань с тончайшими нитями золочёного серебра в утке, в России называвшаяся алтабас). Итальянские Ткани художественные приобрели известность с 14 в.: расцвет их производства приходится на 16—17 вв. Наиболее известны: венецианская камка с «чешуйчатым» и мелким растительным («мелкотравчатым») узором, различные бархаты (шёлковые основа и уток) — орнамент геральдический и растительный, реже — изображения зверей. Из «золотных» итальянских тканей наиболее ценилась ткань сложной техники в несколько основ и утков (русское название — аксамит). С 17 в. с итальянскими тканями соперничали французские, производство которых достигло расцвета в 18 в. Выделялись шёлковые ткани Лиона: бархат (шёлковые основа и уток), атлас, камка. Среди орнаментов французских тканей — реалистически трактованные цветы, букеты, архитектурные мотивы, жанровые сцены. Замечательные по художественным достоинствам ткани создавались народами, населявшими современную территорию СССР. Древними традициями художественного ткачества обладают народы Средней Азии и Закавказья (шёлковые, шерстяные, хлопчатобумажные ткани, ковры). В Древней Руси художественное ткачество было известно издавна. Об этом свидетельствуют литературные источники и сохранившиеся фрагменты шерстяных тканей северных славян 10—11 вв. (узор крупный, геометрический, набивной), кривичей 12 в. (узор — переплетение с мережкой). Наряду с набойкой, распространённой почти повсеместно, ценные Ткани художественные (покрывала, полотенца, скатерти, плахты, ткани для одежды) создавало народное узорное ткачество русских, украинцев, белорусов, народов Прибалтики и др. В 16—17 вв. возникло русское шелкоткацкое производство, получившее особое развитие в 18 в.: выпускались штофы, парча, гризеты и др. (узор крупный и мелкий — букеты роз и др. цветов, трактованных реалистически). В начале 19 в. развивалось производство шалей, а также выделка шёлковых Ткани художественные, особенно парчи.

Ткань. Конго. Королевский музей Центральной Африки. Брюссель. Ткани художественные.

Ткань. Конго. Королевский музей Центральной Африки. Брюссель.

  В 20 в. с развитием фабричного текстильного производства и совершенствованием техники нанесения рисунка на ткань повышается и художественное качество массовых бытовых тканей. Рисунки для тканей создаются специалистами-художниками.

Хлопчатобумажная ткань, набойка. Индия. 20 в. Музей искусства народов Востока. Москва. Ткани художественные.

Хлопчатобумажная ткань, набойка. Индия. 20 в. Музей искусства народов Востока. Москва.

  В 1920-е гг. в СССР осуществлялись отдельные опыты по внедрению ситца, лаконичных по цвету и строгих по ритму рисунков. В 1930-е гг. усилилось стремление сделать, опираясь на изучение классического и народного наследия, Ткани художественные не только удобными, но и многообразно декоративными по рисунку и цвету. В тканях этого периода (создаваемых по рисункам Н. В. Кирсановой, В. К. Склярова, М. В. Хвостенко, Е. Я. Шумяцкой и др.) всё большее место занимает цветочный орнамент (иногда — с элементами советской эмблематики). К середине 30-х гг. возникли художественные лаборатории на крупнейших текстильных предприятиях. С середины 1950-х гг. мастера советского Ткани художественные (Н. М. Жовтис, С. А. Заславская, С. А. Каусов и др.) интенсивно работают над созданием тканей новых структур, а также более разнообразных по ритмическому построению видов орнамента.

Крепдешин (рисунок «кружево и горошек»). 1969. Художник Н. М. Жовтис. Ткани художественные.

Крепдешин (рисунок «кружево и горошек»). 1969. Художник Н. М. Жовтис.

 

Парча. Иран. 16 в. Оружейная палата. Москва. Ткани художественные.

Парча. Иран. 16 в. Оружейная палата. Москва.

  Лит.: Клейн В., Иноземные ткани, бытовавшие в России до XVIII в., и их терминология, М., 1925; Рогинская Ф. С., Советский текстиль, М., 1930; Соболев Н. Н., Очерки по истории украшения тканей, М.— Л., 1934; Русское декоративное искусство, т. 1—3, М., 1962—65; Макаров К. А., Советское декоративное искусство. [Альбом], М., 1974; Weibel A. S., Two thousand years of textiles, N. Y., 1952; Schmidt Н. J., Alte Seidenstoffe, Braunschweig, [1958]; Flemming E., Textile Kunste. Weberei, Stickerei, Spitze, B., [1923], neue Aufl., B., 1960; Pavon M., Forme e tecniche nell'arte tessile, [Treviso], [1972].

Так же Вы можете узнать о...


Шаталов Владимир Александрович (р. 8.12.1927, Петропавловск Северо-Казахстанской области), лётчик-космонавт СССР, генерал-лейтенант авиации (1975), дважды Герой Советского Союза (22.
Веледа (Veleda, Velleda) (1 в. н. э.), одна из пророчиц древних германцев.
Инфаркт (от лат. infarcio — набиваю), очаг омертвения (некроза) органа или ткани, возникающий в результате прекращения кровоснабжения.
Мерсенна система рефлектора, двухзеркальная система телескопа-рефлектора, в которой фокусы двух (главного и вторичного) вогнутых параболических зеркал совмещены.
Разметка дорожная, средство регулирования дорожного движения.
Утамаро Китагава [1753, Кавагоэ, – 30.10 или 19.
Асуан (древнее название — Сиена), город в ОАР, административный центр мухафазы .
Дель Карриль Уго Дель Карриль (Del Carril) Уго (псевдоним; настоящее имя и фамилия Пьеро Бруно Уго Фонтана; Fontana) (р.
Кулешов Павел Николаевич (маршал артиллерии) Кулешов Павел Николаевич [р. 13(26).12.1908, деревня Кайлык, ныне Уярского района Красноярского края], советский военачальник, маршал артиллерии (1967).
Папуасская подобласть, Новогвинейская подобласть, подобласть Австралийской зоогеографической области суши.
Стенография (от греч. stenos — узкий, тесный и .
Электрические часы, см. Часы.
Вольдемарас Аугустинас [4(16).4.1883, Диена, ныне Игналинский район Литовской ССР, — 16.
Капсула (мед.) Капсула (медицинское), желатиновая или крахмальная оболочка для дозированных порошкообразных, гранулированных, пастообразных или жидких лекарственных веществ, принимаемых внутрь.
Морской салат, употребляемая в пищу морская зелёная водоросль из рода ульва.
Рошаль Григорий Львович [р. 8(20).10.1899, Новозыбков, ныне Брянской области], советский кинорежиссёр, педагог, народный артист СССР (1967).
Фраунгофера дифракция, дифракция слабо расходящегося (практически параллельного) пучка лучей света на неоднородности (например, отверстии), размер которой много меньше диаметра первой из зон Френеля.
Белая (река в Башк. АССР) Белая (башк. Агизель, буквально — большая белая река), река, левый приток Камы, главным образом в Башкирской АССР (низовья по границе с Татарской АССР).