Декоративно-прикладное искусство

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ДА ДВ ДД ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДП ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДЕА
ДЕБ
ДЕВ
ДЕГ
ДЕД
ДЕЕ
ДЕЖ
ДЕЗ
ДЕИ
ДЕЙ
ДЕК
ДЕЛ
ДЕМ
ДЕН
ДЕО
ДЕП
ДЕР
ДЕС
ДЕТ
ДЕУ
ДЕФ
ДЕХ
ДЕЦ
ДЕЧ
ДЕШ
ДЕЭ
ДЕЯ

Декоративно-прикладное искусство, раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями Декоративно-прикладное искусство могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения. Наряду с делением произведений Декоративно-прикладное искусство по их практическому назначению в научной литературе со 2-й половины 19 в. утвердилась классификация отраслей Декоративно-прикладное искусство по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т.д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в Декоративно-прикладное искусство и его непосредственной связью с производством (см. Художественная промышленность). Решая в совокупности, как и архитектура, практические и художественные задачи, Декоративно-прикладное искусство одновременно принадлежит к сферам создания и материальных, и духовных ценностей. Произведения Декоративно-прикладное искусство неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения Декоративно-прикладное искусство своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру.

Декоративно-прикладное искусство. А. Ш. Буль. Футляр для часов. Дерево, инкрустация (слоновая кость, бронза, олово, панцирь черепахи). Нач. 18 в. Лувр. Париж. Декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство. А. Ш. Буль. Футляр для часов. Дерево, инкрустация (слоновая кость, бронза, олово, панцирь черепахи). Нач. 18 в. Лувр. Париж.

Декоративно-прикладное искусство. Столик для письма. Дерево, лак. Япония. Ок. 1605. Национальный музей. Токио. Декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство. Столик для письма. Дерево, лак. Япония. Ок. 1605. Национальный музей. Токио.

Декоративно-прикладное искусство. Бра в стиле П.Гутьера. Бронза, чеканка, золочение. Франция. 2-я пол. 18 в. Декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство. Бра в стиле П.Гутьера. Бронза, чеканка, золочение. Франция. 2-я пол. 18 в.

Декоративно-прикладное искусство. Светильник. Керамика. Нигерия. Музей этнографии. Гамбург. Декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство. Светильник. Керамика. Нигерия. Музей этнографии. Гамбург.

Декоративно-прикладное искусство. А.Бриоско (Риччо). Чернильный прибор.Бронза. 16 в. Декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство. А.Бриоско (Риччо). Чернильный прибор.Бронза. 16 в.

Декоративно-прикладное искусство. Ящик для драгоценностей из гробницы Тутанхамона. Дерево, кость. Древний Египет. Ок. 1350 до н.э. Египетский музей. Каир. Декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство. Ящик для драгоценностей из гробницы Тутанхамона. Дерево, кость. Древний Египет. Ок. 1350 до н.э. Египетский музей. Каир.

Декоративно-прикладное искусство. Костяной гребень с резным «Благовещением». Испания. 15 в. Национальный музей археологии. Мадрид. Декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство. Костяной гребень с резным «Благовещением». Испания. 15 в. Национальный музей археологии. Мадрид.

Декоративно-прикладное искусство. А. Якобсен. Настольная лампа. Железо. 20 в. Декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство. А. Якобсен. Настольная лампа. Железо. 20 в.

Декоративно-прикладное искусство. Камин. Сталь и золочённая медь. Тула. Конец 18 в. Музей Виктории и Альберта. Лондон. Декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство. Камин. Сталь и золочённая медь. Тула. Конец 18 в. Музей Виктории и Альберта. Лондон.

Декоративно-прикладное искусство. Кресло. Дерево, резьба, золочение. Англия. Конец 18 в. Декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство. Кресло. Дерево, резьба, золочение. Англия. Конец 18 в.

Декоративно-прикладное искусство. Фигурный кувшин. Бронза. Фландрия. 14 в. Национальный музей. Флоренция. Декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство. Фигурный кувшин. Бронза. Фландрия. 14 в. Национальный музей. Флоренция.

  Эстетически насыщая среду, окружающую человека, произведения Декоративно-прикладное искусство в то же время как бы поглощаются ею, т.к. обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурно-пространственным решением, с входящими в неё др. предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий). Поэтому идейное содержание произведений Декоративно-прикладное искусство может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимосвязях предмета со средой и с человеком.

Фаянсовое блюдо из Нишапура. Иран. 9—10 вв. Археологический музей. Тегеран. Декоративно-прикладное искусство.

Фаянсовое блюдо из Нишапура. Иран. 9—10 вв. Археологический музей. Тегеран.

  Архитектоника предмета, обусловленная его назначением, конструктивными возможностями и пластическими свойствами материала, часто играет основополагающую роль в композиции художественного изделия. Нередко в Декоративно-прикладное искусство красота материала, пропорциональные соотношения частей, ритмическая структура служат единственными средствами воплощения эмоционально-образного содержания изделия (например, лишённые декора изделия из стекла или др. ничем не тонированных материалов). Здесь наглядно проявляется особое значение для Декоративно-прикладное искусство чисто эмоциональных, неизобразительных средств художественного языка, использование которых и роднит Декоративно-прикладное искусство с архитектурой. Эмоционально-содержательный образ зачастую активизируется образом-ассоциацией (сопоставлением формы изделия с каплей, цветком, фигурой человека, животного, её отдельными элементами, с каким-либо др. изделием — колоколом, балясиной и т.п.). Декор, появляясь на изделии, также существенно влияет на его образную структуру. Нередко именно благодаря своему декору бытовой предмет становится произведением Декоративно-прикладное искусство Обладая собственной эмоциональной выразительностью, своим ритмом и пропорциями (нередко контрастными по отношению к форме, как, например, в изделиях хохломских мастеров, где скромная, простая форма чаши и нарядная, праздничная роспись поверхности различны по своему эмоциональному звучанию), декор зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном образе. В Декоративно-прикладное искусство для создания декора широко привлекаются орнамент и элементы (порознь или в самых различных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура, живопись, реже — графика). Средства изобразительных искусств и орнамент служат в Декоративно-прикладное искусство не только для создания декора, но порой проникают и в форму предмета (детали мебели в виде пальметт, волют, звериных лап, голов; сосуды в виде цветка, плода, фигуры птицы, зверя, человека). Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделия (узор решётки, кружева; рисунок плетения ткани, ковра). Необходимость согласовать декор с формой, изображение — с масштабом и характером изделия, с его практическим и художественным назначением приводит к трансформации изобразительных мотивов, к условности трактовки и сопоставления элементов натуры (например, сочетание в оформлении ножки стола мотивов львиной лапы, крыльев орла и лебяжьей головы).

Бархат с золотыми и серебряными нитями. Генуя. Середина 16 в. Городской музей старинного искусства. Турин. Декоративно-прикладное искусство.

Бархат с золотыми и серебряными нитями. Генуя. Середина 16 в. Городской музей старинного искусства. Турин.

  В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического начал проявляется синтетический характер Декоративно-прикладное искусство Произведения Декоративно-прикладное искусство рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приёмов его обработки получают в Декоративно-прикладное искусство значение особо активных средств эстетического воздействия.

  Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, Декоративно-прикладное искусство на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Древнейшим (относящимся к доисторической эпохе) произведениям Декоративно-прикладное искусство, охватывавшим самый широкий круг представлений о мире и человеке, свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала и к эстетике овеществлённого труда, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. Эта тенденция удержалась в приверженном традициям народном творчестве (см. также Народные художественные промыслы) вплоть до наших дней. Но с началом классового расслоения общества в стилевой эволюции Декоративно-прикладное искусство ведущую роль начинает играть его особая ветвь, призванная обслуживать нужды господствующих общественных слоёв и отвечающая их вкусам и идеологии. Постепенно всё большее значение приобретает в Декоративно-прикладное искусство интерес к богатству материала и декора, к их редкостности и изысканности. Выделяются изделия, служащие целям представительности (предметы для культовых ритуалов или придворных церемоний, для убранства домов знати), в которых ради повышения их эмоционального звучания мастера нередко жертвуют бытовой целесообразностью построения формы. Однако вплоть до середины 19 в. мастера Декоративно-прикладное искусство сохраняют цельность пластического мышления и ясность представления об эстетических связях между предметом и средой, для которой он предназначен. Становление, эволюция и смена художественных стилей в Декоративно-прикладное искусство протекали синхронно с их эволюцией в др. видах искусства. Тенденции эклектизма в художественной культуре 2-й половины 19 в. приводят к постепенному оскудению эстетического качества и образно-эмоционального содержания Декоративно-прикладное искусство Утрачивается связь между декором и формой, художественно решённый предмет подменяется украшенным. Засилью безвкусицы и обезличивающему воздействию на Декоративно-прикладное искусство массового машинного производства художники пытались противопоставить уникальные предметы, изготовленные по их проектам в условиях ремесленного (мастерские У. Морриса в Великобритании, «Дармштадтская колония художников» в Германии) или фабричного (Немецкий Веркбунд) труда, возродить образно-эмоциональную цельность и идейную содержательность художественно осмысленной среды (см. «Модерн», Югендстиль). На новых идеологических и эстетических основах эти попытки были развиты после Великой Октябрьской социалистической революции, открывшей перспективы создания художественно содержательной среды для труда и быта самых широких масс. Её идеи и цели вдохновляли художников, видевших в искусстве одно из действенных средств революционной агитации (например, так называемый агитационный фарфор 1918—25, см. Фарфоровый завод имени М. В Ломоносова). Задача создания комплексного убранства квартиры рабочего, рабочих общежитий, клубов, столовых, удобной спецодежды, рационального оборудования рабочего места, рассчитанных на массовое фабричное изготовление, открывала путь для творческих исканий конструктивистов в СССР (см. Производственное искусство), функционалистов в Германии (см. «Баухауз») и др. странах, что во многом предваряло появление дизайна. Возрождение народных промыслов в СССР и пробудившийся в 1930-е гг. интерес к русскому художественному наследию сыграли видную роль в освоении советскими мастерами Декоративно-прикладное искусство лучших технологических и художественных традиций прошлого. Однако подход к произведениям Декоративно-прикладное искусство с мерками станкового искусства, погоня за парадностью изделий, особенно сильно давшие себя знать в первые годы после Великой Отечественной войны, заметно тормозили развитие Декоративно-прикладное искусство С середины 1950-х гг. в СССР наряду с поисками функциональных и художественно-выразительных форм и декора для повседневных бытовых вещей, производимых фабричным способом, художники заняты созданием уникальных произведений, в которых эмоциональность образа сочетается с многообразием приёмов обработки простейших материалов, со стремлением выявить всё богатство их пластических и декоративных возможностей. Такие произведения (так же как и нарядные, уникальные в силу своей рукодельности произведений народного Декоративно-прикладное искусство) призваны служить зрительными акцентами в художественно организованной среде, образуемой главным образом менее индивидуализированными по форме художественными изделиями заводского изготовления и предметами, которые создаются на базе дизайнерского проектирования.

Маски-подвески из слоновой кости. Бенин. 15—16 вв. Музей искусства примитивов (Нью-Йорк) и Британский музей (Лондон). Декоративно-прикладное искусство.

Маски-подвески из слоновой кости. Бенин. 15—16 вв. Музей искусства примитивов (Нью-Йорк) и Британский музей (Лондон).

  Об отдельных отраслях, разновидностях и видах техники Декоративно-прикладное искусство см. статьи: Батик, Ваза, Веер, Вышивка, Гобелен, Игрушка, Инкрустация, Интарсия, Керамика, Ковёр, Ковка, Кружево, Лаки художественные, Майолика, Маркетри, Мебель, Набойка, Насечка, Резьба, Роспись декоративная, Сосуды художественные, Стекло, Терракота, Тиснение, Ткани художественные, Фарфор, Фаянс, Филигрань, Хрусталь, Чеканка, Чернь, Шпалеры, Эмали, Ювелирное искусство.

 

  Лит.: Аркин Д., Искусство бытовой вещи, М., 1932; Каган М., О прикладном искусстве, Л., 1961; Салтыков А. Б., Избранные труды, М., 1962; Чекалов А. К., Основы понимания декоративноприкладного искусства, М., 1962; Magne L., L’art appliqué aux métiers, v. 1—8, P., 1913—1928; Bossert H. T. [Hrsg.], Geschichte des Kunstgewerbes aller Zeiten und Völker, Bd 1—6, В., 1928—35; Marangoni G., Clementi A., Storia dell'arredamento, v. 1—3, Mil., 1951—52.

  И. Л. Глозман.

 

Так же Вы можете узнать о...


«Сабчота Осети» («Советская Осетия»), областная газета Юго-Осетинской АО Грузинской ССР на грузинском языке.
Световые приборы, предназначаются для освещения, облучения, световой сигнализации или проекции (см.
Сефарды, часть евреев, пользующаяся языком ладино (сефардским), близким к испанскому.
«Словнафт» (Slovnaft), нефтеперерабатывающий и нефтехимический комбинат ЧССР по производству бензина, керосина, дизельного топлива, смазочных масел, асфальта, серной кислоты, полиэтилена, полипропилена, фенола и ацетона.
Социал-дарвинизм, направление в буржуазном обществоведении конца 19 — начала 20 вв.
Степные зоны субтропических поясов, природные зоны материков в пределах субтропических поясов Северного и Южного полушарий, характеризующиеся сухим тёплым климатом, преобладанием в естественных ландшафтах травянистой и кустарниковой растительности.
Сфера обслуживания, совокупность отраслей народного хозяйства, продукция которых выступает в виде определённой целесообразной деятельности (услуг).
Текущая библиография [точнее — текущий указатель (список, обзор) литературы по ГОСТу 16448—70 «Библиография.
Токаревка (пос. гор. типа в Тамбовской обл.) Токаревка, посёлок городского типа, центр Токаревского района Тамбовской области РСФСР.
Трутнов (Trutnov), город в Чехословакии, в Чешской Социалистической Республике, в Восточно-Чешской области, у подножия гор Крконоше, на р.