Троллейбус

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ТА ТБ ТВ ТЕ ТЁ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТЧ ТШ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТРА
ТРД
ТРЕ
ТРЁ
ТРИ
ТРН
ТРО
ТРП
ТРУ
ТРШ
ТРЮ
ТРЯ

Троллейбус (англ. trolleybus, от trolley — контактный провод, роликовый токоприёмник и bus — автобус), средство безрельсового наземного городского транспорта с питанием электроэнергией от контактного провода. Работы по созданию и применению Троллейбус проводились в Германии уже в начале 80-х гг. 19 в. При конструктивной разработке Троллейбус наиболее трудной технической задачей оказалось обеспечение надёжного токосъёма от контактной сети. Решение этой задачи стало возможным только с применением асфальтовых дорожных покрытий, что создало необходимые условия для распространения Троллейбус Первые Троллейбус в СССР созданы в 1933. В 1934 Троллейбус пущен в Москве. В 60—70-е гг. троллейбусные линии появились во многих крупных городах СССР. Преимущества Троллейбус по сравнению с трамваем заключаются в отсутствии рельсовых путей, требующих больших первоначальных капиталовложений, в лучшей манёвренности и бесшумности; недостаток — необходимость более сложной контактной подвески с 2 подвесными проводами. Троллейбус обладает преимуществами и перед автобусом: использование дешёвой электроэнергии, отсутствие выхлопных газов, простота и надёжность в эксплуатации. Однако значительно большая требовательность Троллейбус к качеству дорожного покрытия и меньшая гибкость при движении в условиях плотных транспортных потоков в ряде случаев ограничивает его применение.

Троллейбус ЗИУ-9Б (г. Энгельс, завод им. М. С. Урицкого, 1972). Троллейбус.

Троллейбус ЗИУ-9Б (г. Энгельс, завод им. М. С. Урицкого, 1972).

  Большинство Троллейбус выпускается в 2-осном исполнении с 2или 3-дверной компоновкой кузова. На линиях с большими пассажиропотоками, пролегающих по основным городским магистралям, применяют многоосные сочленённые Троллейбус Габаритные размеры 2-осного Троллейбус: длина 10—12 м, ширина 2,5 м, высота 3,2—3,4 м. Современный Троллейбус развивает скорость 65—70 км/ч; вместимость 2-осных Троллейбус 50—70 чел.

  К основному электрическому оборудованию Троллейбус относятся тяговые электродвигатели постоянного тока, вспомогательные электродвигатели для привода компрессоров, вентиляторов и генераторов, обеспечивающих питание низковольтных приборов, а также осветительная и сигнальная аппаратура. Тяговые электродвигатели могут быть смешанного или последовательного возбуждения. На Троллейбус советского производства устанавливаются тяговые двигатели смешанного возбуждения, обеспечивающие хорошие показатели при работе в тяговом и генераторном режимах. Они приспособлены к рекуперативному торможению с возвратом электроэнергии в контактную сеть. Мощность тяговых электродвигателей находится в пределах 70—120 квт при напряжении в контактной сети 550 в. Для управления тяговыми электродвигателями служат контакторы, переключающие силовую цепь, которые приводятся в действие контроллером, связанным с педалью, установленной возле места водителя. Возможность движения задним ходом достигается при помощи реверсора, изменяющего направление тока в обмотках якоря и в обмотках дополнительных полюсов. Током низкого напряжения питаются приборы наружного освещения и сигнализации. Питание электроэнергией от контактной сети осуществляется через токосъёмник, расположенный на крыше Троллейбус (рис.).

  К механической части Троллейбус относятся трансмиссия, ходовая часть, органы управления. Трансмиссия состоит из карданной передачи и главной передачи с дифференциалом. В редукторе передачи используются конические или червячные зубчатые колёса. Ходовую часть (рессорная подвеска, балки осей, ступицы колёс и др.) выполняют аналогично соответствующим узлам многоместных автобусов и тяжёлых грузовых автомобилей. В тормозную систему входят колёсные колодочные тормоза с пневматическим приводом и ручной механический привод для стояночного тормоза. Рулевой механизм и рулевой привод — автомобильного типа. Кузов Троллейбус — цельнометаллический со сварным стальным каркасом, обшитым тонким стальным листом. Каркас крепится к жёсткому основанию в виде фермы из профилированных балок, соединённых угольниками.

  Перспективы применения Троллейбус значительно расширяются в связи с совершенствованием общей дорожной сети. Увеличение ширины проезжей части, увеличение радиусов кривых и закруглений, применение усовершенствованных дорожных покрытий открывают возможности эксплуатации Троллейбус с высокой скоростью движения. Используется Троллейбус и на междугородных маршрутах (например, линия СимферопольЯлта). Большая вместимость Троллейбус (по сравнению с автобусом) обеспечивает высокую эффективность его эксплуатации на линиях с напряжёнными пассажиропотоками.

 

  Лит.: Ребров С. А., Устройство и техническая эксплуатация троллейбусов, 2 изд., К., 1972.

  А. А. Сабинин.

Так же Вы можете узнать о...


«Швейная промышленность», научно-технический и производственный журнал, орган министерства лёгкой промышленности СССР и Центрального правления научно-технического общества лёгкой промышленности.
Амиров Мирсаяф Масалимович (настоящее имя; псевдоним Мирсай Амир) [р.
Бракке Вильгельм Бракке (Bracke) Вильгельм (29.5.1842, Брауншвейг, — 27.
«Генетика», научный журнал АН СССР. Издается в Москве с 1965.
Дыбовский Венедикт Иванович Дыбовский Венедикт (Бенедикт) Иванович (30.4.
Каскад усиления, ступень усиления, радиотехническое устройство, содержащее усилительный элемент, цепь нагрузки, цепи связи с предыдущим или последующим К.
Лакомб Оливье Лакомб (Lacombe) Оливье (родился 2.7.1904, Льеж), французский философ, представитель неотомизма.
Миядзаки (город в Японии) Миядзаки, город в Японии, на юго-востоке о. Кюсю, на р.
Оханск, город, центр ого района Пермской области РСФСР.
Работники нештатные, по советскому трудовому праву лица, выполняющие для предприятий, учреждений, организаций разовые, случайные работы или работы строго определённого вида, относящиеся к основной деятельности учреждения (например, преподаватели учебных заведений и курсов, состоящие на почасовой оплате; руководители кружков художественной самодеятельности; уполномоченные по распространению билетов в театрально-зрелищные предприятия).
Смазочно-охлаждающие жидкости (СОЖ), обычно сложные многокомпонентные системы, предназначенные в основном для смазки и охлаждения металлообрабатывающих инструментов и деталей, что способствует снижению износа инструментов и повышению точности обработанных деталей (в процессе обработки материалов СОЖ выполняют, кроме того, ряд других функций: вымывают абразивную пыль и стружку, защищают обработанные детали, инструмент и оборудование от коррозии, улучшают санитарно-гигиенические условия работы).
Трихина, трихинелла (Trichinella spiralis), паразитический круглый червь семейства Trichinellidae.